Экспертиза ФОМ: лонгитюды

Социологи из Риги, Минска, Екатеринбурга, Казани и Москвы о своём опыте длительных исследований

03 Октября 2016

Лонгитюд считается одними из самых сложных методов в социологии – проведение нескольких волн опросов требует значительных затрат, респонденты переезжают и выходят из исследовательской панели, команда проекта устаёт от многолетней методической работы, а неподтверждение изначальных гипотез может привести к обесцениванию результатов.

Некоторые лонгитюды приходится приостанавливать – так произошло с известным панъевропейским проектом РиДМиЖ, «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе», где изучались межпоколенческие и гендерные отношения. Одной из причин стала массовая миграция участников из нескольких стран – например, из Литвы за время исследования выехала почти половина населения моложе 40 лет, продолжать проект было невозможно. Тем не менее, по словам кандидата социологических наук Ларисы Петровой, которая участвовала в крупнейшем в СССР 15-летнем проекте под руководством Микка Титмы о судьбах молодых людей, чем больше лонгитюдов проводят исследователи в своей стране, «тем более профессионально её социологи выглядит на глобальном фоне». Фонд «Общественное мнение» пригласил на конференцию Высшей школы экономики социологов, которые занимались длительными исследованиями, и попросил рассказать их, какие качества и преимущества должны быть у команды, которая берётся за многолетний проект.

Лариса Петрова, доцент кафедры социологии и политологии Уральского государственного педагогического университета, автор лонгитюда по изучению проблемы дефицита врачей на примере студентов Уральского медицинского университета: «Некоторые спрашивают нас: как не устать от многолетнего проекта? В лонгитюдах исследуются все жизненные сферы человека – это не может быть неинтересным. Другое дело, что вас должны привлекать методические исследования – это качество свойственно не каждому социологу. Если вы решите начать лонгитюд, то у вас должен быть такой энтузиазм и оптимизм, с которым вы проведёте и вторую, и третью, и пятую волны».

Мария Озерова, кандидат социологических наук, аналитик Фонда «Общественное мнение»: «Лонгитюд – это настоящий квест для интервьюеров: они умеют разыскивать панелистов, действуя при этом, как детективы. Они могут убедить их принять участие и получить подтверждение тому, что анкета будет заполнена или пройдена по телефону, а также собрать полное досье о панелистах. Лонгитюд – это длинная история взаимоотношений респондента и интервьюера, поэтому очень важно, чтобы каждая сторона выполняла обязательства. Среди панелистов мы проводим розыгрыш призов, и они внимательно следят за тем, действительно ли проведен розыгрыш, насколько эта информация доступна и открыта и за сроками перечисления вознаграждения. И конечно, важно умение выстроить доброжелательные отношения не только с респондентом, но и с его социальным окружением: с его родителями, учителями, одноклассниками, друзьями. В лонгитюдах они тоже могут быть полезны.

Валерия Малик, ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии при Институте образования ВШЭ, один из авторов исследования «Траектории в образовании и профессии»: «Важно, чтобы как можно больше людей знало о вашем лонгитюде. У тех, кто занимается исследованиями, должно быть желание предоставлять информацию о нём, сделать результаты открытыми не только для других социологов, но для всех заинтересованных: для медиа, министерств и многих других. У исследователей есть сложности с рассказом о своём проекте – для разных людей нужно объяснять его цели и смыслы разными словами: кому-то – более сложными словами, кому-то – более простыми. Когда мы проводили исследование, столкнулись с нехваткой информации, собственно, о том, как его делать. Если бы опыт, накопленный другими социологами, публиковался на сайтах, в виде каких-нибудь working papers, нам всем было бы гораздо легче. Как известно, Крыштановский тоже выступал за открытость информации, и Всесоюзный банк социологических данных, созданный им, получил медаль ВДНХ».

Ольга Терещенко, кандидат социологических наук, профессор Белорусского государственного университета, участник лонгитюда «Пути поколений»: «Когда мы проводили лонгитюд по образовательным траекториям школьников в СССР, у нашего руководителя, Микка Титмы, было два качества, без которых проект не стал бы таким успешным. Во-первых, он был совершенно неукротим в продвижении новых технологий и методик. Когда Титма узнал, что в Институте социологии, в Беларуси, появился программист – это я, первое, что он сделал, – позвал меня на обучающие курсы. За время исследования мы часто ездили на учёбу, иногда на двухнедельные семинары, где нам почти каждый день давали домашнее задание, которое требовало 4–6 часов на выполнение. И второе качество – умение найти спонсоров и деньги».

Илзе Королёва, доктор социологических наук, профессор Института философии и социологии Латвийского университета. Проводит лонгитюды об употреблении психоактивных веществ среди 15-летних (ESPAD) и на тему социального благополучия среди детей 7–8 лет: «К каждой категории респондентов нужно искать свой подход. При анкетировании детей важно не только выбрать оптимальное время на ответы, чтобы всё внимание было сосредоточено на анкете, но и порядок вопросов, формы ответов на них. Например, сначала мы создали анкету со смайликами, и оказалось, что дети понимают под ними нечто другое, чем мы. Допустим, мы спрашивали ребёнка, много ли у него друзей. А ребёнок говорил: «У меня только один друг, но когда я думаю о нём, я улыбаюсь». И отмечает улыбающийся смайлик, что по нашей шкале значит, что у него много друзей. Также в работе с анкетами нужно быть готовым к тому, что некоторые респонденты будут отвечать на вопросы с юмором и с сарказмом. Иногда этот процент достаточно большой – в исследовании об употреблении алкоголя и наркотиков мы исключили 200 анкет из двухтысячной выборки. Нужно очень тщательно разрабатывать логические программы, возможно, добавлять в анкету вопросы-уловки и анализировать то, о чём говорят респонденты. Например, в ответы мы вносим несуществующее вещество, скажем, трихолотин, и если респондент отмечает всё от марихуанны до трихолотина, то мы такую анкету ставим под вопрос об исключении».

Лилия Иликова, кандидат социологических наук, преподаватель Казанского федерального университета, руководитель направления «Лаборатория публичной социологии» Университета Талантов: «Для социологов, которые проводят лонгидюды, важно умение выстроить системный подход к исследовательской проблеме. Если исследователь отслеживает, как на объект его изучения влияет экономика, он должен знать основные законы экономического развития. Если респондентами исследования становятся дети – должен разбираться в возрастной психологии. Можно сказать, что исследователь лонгитюдов выступает как семейный врач, который наблюдает за семьёй на протяжении длительного периода, знает её историю. Ещё я бы отметила организаторские способности и умение "держать" команду так, чтобы у её участников не пропадал интерес к проекту и к теме исследования».

Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, участник лонгитюда «Траектории в образовании и профессии»: «Лонгитюд позволяет понять, насколько важна для исследователей работа с респондентами, поэтому важно, чтобы респонденты понимали, зачем собираются данные, для чего им отвечать на вопросы. Чтобы они были готовы ответить на каждый последующий вопрос, нужно обеспечить долгосрочную лояльность к исследованию, например, с помощью геймификации. Мы использовали опыт исследования National Educational Panel Study (NEPS), у которых отлично разработана система поддержки интереса. Наши респонденты учились в 9-м классе, поэтому мы сразу начали думать, как их мотивировать, как сделать так, чтобы они не покидали исследовательскую панель вместе со школой, – мы объявили розыгрыш. Чтобы участвовать в нём, респондент должен ответить на анкеты в нескольких волнах. Также мы выдавали им сертификаты, заложили несколько небольших призов и один большой приз, который показал серьёзные намерения исследователей, нашу заинтересованность в респондентах».

Лариса Паутова, доктор социологических наук, управляющий директор Фонда «Общественное мнение»: «Успешные команды, которые проводят лонгитюды, стремятся к технологическим инновациям – вспомните, как исследователи «Путей поколений» осваивали SPSS или искали своих респондентов, разъехавшихся по разным странам, через социальные сети. Они умеют успешно выстроить общение со своими респондентами, что тоже очень важно, и распределять интересы, работая в команде. Обычно руководители лонгитюдов отличаются бизнес-хваткой, а все участники – желанием проводить эксперименты как в методологии, так и в представлении результатов».

Материал подготовила Диана Злобина, фотограф Антон Карлинер
материалы
Ушла из жизни Наталья Николаевна Маренина — ветеран ФОМа
Частные школы

24 Сентября

32% респондентов сообщили, что там, где они живут, есть частные школы. 41% опрошенных ответили, что в их районе таких школ нет. Если бы у людей был выбор, 15% отдали бы ребёнка в частную школу, в то время как 74% выбрали бы государственную
49% участников опроса скорее доверяют результатам опросов, 31% опрошенных – скорее не доверяют. 69% участников опроса считают, что люди иногда отвечают на вопросы интервью нечестно или неискренне. Из них 29% полагают, что такое случается часто, а 39% – что редко
Сотрудники Фонда Общественное Мнение приняли участие в конференции «Обратная связь от граждан: современные методы и сервисы анализа данных», которая прошла в Координационном центре Правительства Российской Федерации.
Сотрудники Фонда Общественное Мнение приняли участие в XIV Грушинской конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы» – крупнейшем мероприятии исследовательской отрасли, которое прошло с 11 по 13 апреля 2024 года в Москве.
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют