ФОМ провел секцию на XI Грушинской конференции

На ней были представлены результаты Проекта коронаФОМ

21 Мая 2021

Президент ФОМа Александр Ослон рассказал о проекте в целом и его основных исследовательских направлениях. Он отметил, что существуют две пандемии: физическая и социальная, и борьба с физической пандемией породила социальную, которую и изучает ФОМ.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Александр Ослон также презентовал книгу «Социология пандемии. Проект коронаФОМ» (ознакомиться с ней можно здесь: u.fom.ru/k-kniga) и анонсировал выпуск нескольких книг в серии «Социология пандемии». Кроме того, он отметил, что 19 мая ФОМ начинает мараФОМ – долговременную гибридную конференцию, участники которой обсудят первые версии новых книг и узнают об исследованиях пандемической реальности (расписание и архив сессий можно посмотреть здесь: covid19.fom.ru/post/marafom-sessii).

Доклады остальных участников секции были посвящены основным исследовательским направлениям Проекта коронаФОМ.

Координатор раздела «Новый образ жизни» Артем Рейнюк рассказал об изучении повседневности россиян в условиях пандемии. Он подчеркнул: в ходе одного из опросов 71% респондентов заявили, что пандемия оказала влияние на их жизнь. Артем Рейнюк также отметил, что исследования продолжаются: социологи намерены описать актуальную ситуацию через год после начала пандемии и изучить отношение к мерам профилактики ковида, рутинизацию удаленной работы и социальную активность россиян.

Координатор раздела «Экономика и пандемия» Людмила Преснякова рассказала, как коронакризис повлиял на российскую экономику, отметив при этом, что от него больше других пострадали малообеспеченные люди и жители городов, а также работники частных предприятий; меньше всех – обеспеченные, неработающие пенсионеры, сельские жители и сотрудники предприятий госсектора. Людмила Преснякова констатировала, что индекс потребительских настроений, который сильно снизился в пандемию, до сих пор не вернулся в позитивную зону, поэтому ждать оживления экономики за счет потребительской активности преждевременно.

В свою очередь координатор исследования «Краш-тест малого бизнеса» Роман Бумагин назвал главной социальной жертвой пандемии малый бизнес. Он отметил: по данным опроса ФОМа, 85% российских предпринимателей из сферы малого бизнеса заявили, что пандемия повлияла на работу их предприятий, а 58% расценили это влияние как негативное и очень негативное. Роман Бумагин также рассказал о проекте «Социология малого бизнеса» и о его прошедших, настоящих и будущих исследованиях.

Какие изменения вызвала пандемия в корпоративном секторе, рассказала координатор раздела «Корпорации и пандемия» Екатерина Богомолова. Особое внимание она уделила трендам, которые актуализировала пандемия. К ним относятся: тотальное ускорение бизнес-процессов, «мобилизации» и цифровизации компаний, снижение покупательной способности населения и усиление социального неравенства, а также формирование запроса на индивидуальный подход к клиентам и повышенное внимание потребителей к соблюдению гигиенических мер.

Пандемия затронула все группы населения, но некоторые группы пострадали больше других. Координатор раздела «Медики и пандемия» Екатерина Кожевина рассказала, как изменились работа медиков, их самовосприятие и отношения с пациентами. Она отметила, что не все медики, работающие в «красной» зоне, были рады тому, что их считают героями, в то время как другие врачи ощутили нехватку внимания к своей работе. Екатерина Кожевина выразила надежду, что общество будет поддерживать медиков постоянно, а не только в критических ситуациях.

Попыткам осмысления пандемии социальными мыслителями был посвящен доклад автора раздела к-Беседы Радика Садыкова. Он отметил, что беседы с философами и исследователями не дают конкретных ответов на возникающие вопросы, а скорее ставят вопросы о том, как пандемия влияет на общество. Радик Садыков выделил изменения, которые можно наблюдать в общественной жизни: усиление гигиенической настороженности, обострение социального неравенства, размывание пространственно-временных границ между домом и работой. Он отметил, что, взаимодействуя с обществом, пандемия не разрушает его, а вливается в русло социальных изменений, ускоряя актуальные тренды, такие как усиление цифрового контроля или развитие дистанционного образования.

О том, как общественный иммунитет отреагировал на пандемию выработкой «социальных антител» (коммуникационных продуктов, которые противодействуют пандемии посредством влияния на аудиторию), рассказала координатор раздела к-Дайджесты Алина Соболевская. В этом разделе собираются наиболее интересные и полезные материалы о пандемии, опубликованные пользователями Сети. На основе дайджестов будет создан виртуальный Музей пандемической повседневности, в котором найдет отражение детализированная история пандемии. Ознакомившись с экскурсиями, посетители Музея смогут вспомнить и проследить, как менялась ситуация во многих сферах жизни: на работе, в образовании, туризме и развлечениях и т. д. Словом, это будет своеобразное путешествие в пандемию.

Секция «Мир пандемической реальности: наблюдения и осмысления» – не единственная, где принимают участие сотрудники ФОМа. Так, Лариса Паутова выступит модератором секции «Коллективная травма пандемии и посттравматический рост», участники которой обсудят психологические последствия пандемии. А Елена Петренко, Екатерина Богомолова и Юлия Кот – команда раздела «Корпорации и пандемия» – расскажут, какие приемы помогли руководителям бизнесов не пасть духом во время коронакризиса.

материалы
Медиапортал #Трансформа1 создан в мае 2020 года компаниями «Фосагро», «Почта России», А1, «Сибур», AEON при участии РСПП и рассказывает о самых передовых и эффективных рецептах трансформации российского бизнеса. Теперь на страницах сайта регулярно будут появляться материалы, подготовленные ФОМом
Весенне-летний этап долговременной гибридной конференции мараФОМ проходил с 19 мая по 30 июня.
Завершающая сессия первого, весенне-летнего, этапа мараФОМа – «Повседневность пандемии» – состоялась 30 июня. Ее участники обсудили изменения в образе жизни россиян, возникшие из-за пандемии, а также новые гигиенические практики, дистанционное образование и вакцинацию
Ушел из жизни Петр Карлович Залесский – наш коллега, товарищ, авторитетный социолог, замечательный, яркий и радостный человек
Очередная сессия мараФОМа – «История о нас самих: Музей пандемической повседневности» – состоялась 10 июня. Участники поделились мнениями о том, зачем сохранять память о пандемии, как привлекать в Музей посетителей, а также рассказали о своем опыте организации выставок, посвященных пандемии
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют