ФОМ выступил на очередной секции XI Грушинской конференции

Сотрудники ФОМа сделали доклад на секции «Коллективная травма пандемии и посттравматический рост»

24 Мая 2021

Участники обсудили различные аспекты ковид-стресса, выявили социальные группы, которые ему наиболее подвержены, а также выделили основные стресс-факторы и поговорили об основах психоэмоциональной устойчивости общества в пандемию. Открывая дискуссию, Лариса Паутова отметила, что, по данным всероссийского опроса ФОМа, 56% россиян сообщили, что пандемия «значительно» или «скорее значительно» повлияла на их психологическое состояние, а 43% сказали, что не повлияла.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В свою очередь, исполнительный директор Ipsos Марина Безуглова представила исследования своей компании и добавила, что современный человек и так живет в условиях постоянного стресса, а эпидемия выступает дополнительным триггером страхов и тревог. Люди сильнее беспокоятся о работе, переживают за здоровье – свое и близких – или испытывают фрустрацию во время самоизоляции. Из-за пандемии происходит нарушение равновесия: количество внешних вызовов превышает объемы внутренних ресурсов человека. Это ведет в том числе к эмоциональному выгоранию на работе, которое в итоге дорого обходится и сотрудникам, и компаниям.

Тему эмоционального выгорания затронула и старший специалист ФОМа Юлия Кот. Она отметила, что для профилактики выгорания важно найти баланс между работой и личной жизнью: грамотно планировать рабочий день, уделять время семье и хобби. Специально для конференции Елена Петренко, Екатерина Богомолова, Екатерина Никифорова и Юлия Кот – команда раздела «Корпорации и пандемия» – подготовили доклад «Как не падать духом в пандемию. Лайфхаки от руководителей бизнеса». Представляя доклад, Юлия Кот отметила, что основная психологическая нагрузка пришлась на руководящие звенья компаний. Ведь им надо было справляться не только со своими страхами и стрессами, но и с паникой сотрудников. Не опускать руки и продолжать работать руководителям компаний помогали концентрация на факторах, на которые они могли повлиять (отношения с командой и контрагентами, собственное самочувствие), ограничение информационного потока о коронавирусе, а также проработка нескольких (в том числе негативных) вариантов сценария развития ситуации. Пандемия стимулировала глав компаний заняться здоровьем сотрудников и своим собственным: многие компании проводили корпоративные онлайн-зарядки и тренировки. Кроме того, в условиях коронакризиса компании начали создавать коллаборации – поддержка коллег помогала руководителям удерживать бизнес на плаву и справляться со стрессом.

Доклады руководителя дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлии Грязновой, руководителя Школы-студии полевого исследователя-качественника Ильи Штейнберга и руководителя Центра социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН Юлии Зубок были посвящены наиболее уязвимым группам, которые сильнее других подвержены стрессу. Это женщины (по данным исследований, которые привела Юлия Грязнова, уровень стресса в пандемию у них в два раза выше, чем у мужчин), молодежь (14–17-летние; у них еще нет достаточного жизненного опыта, чтобы справляться со стрессами) и одинокие люди. Именно им очень нужна поддержка.

В заключение дискуссии Лариса Паутова вновь привела данные ФОМа, согласно которым настроение россиян по сравнению с прошлогодними показателями улучшилось: если в 2020 году 62% респондентов говорили, что в их кругу преобладает тревожное настроение, то в этом году тревожатся только 41% опрошенных, а среди друзей и знакомых 52% россиян преобладает спокойное настроение. По словам Ларисы Паутовой, это говорит о том, что общество постепенно адаптируется к стрессу, вызванному пандемией. А это помогает пережить потрясения.

Посмотреть трансляцию секции «Коллективная травма пандемии и посттравматический рост» можно здесь: XI Грушинская социологическая конференция (facebook.com).

материалы
Медиапортал #Трансформа1 создан в мае 2020 года компаниями «Фосагро», «Почта России», А1, «Сибур», AEON при участии РСПП и рассказывает о самых передовых и эффективных рецептах трансформации российского бизнеса. Теперь на страницах сайта регулярно будут появляться материалы, подготовленные ФОМом
Весенне-летний этап долговременной гибридной конференции мараФОМ проходил с 19 мая по 30 июня.
Завершающая сессия первого, весенне-летнего, этапа мараФОМа – «Повседневность пандемии» – состоялась 30 июня. Ее участники обсудили изменения в образе жизни россиян, возникшие из-за пандемии, а также новые гигиенические практики, дистанционное образование и вакцинацию
Ушел из жизни Петр Карлович Залесский – наш коллега, товарищ, авторитетный социолог, замечательный, яркий и радостный человек
Очередная сессия мараФОМа – «История о нас самих: Музей пандемической повседневности» – состоялась 10 июня. Участники поделились мнениями о том, зачем сохранять память о пандемии, как привлекать в Музей посетителей, а также рассказали о своем опыте организации выставок, посвященных пандемии
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют