На мараФОМе обсудили создание Музея

Социологи и музейные работники обсудили, каким будет виртуальный Музей пандемической повседневности

16 Июня 2021

В начале сессии участников поприветствовал президент Фонда Общественное Мнение Александр Ослон. Он отметил, что Проект коронаФОМ – необычный, поскольку появился и начал развиваться в условиях пандемии, а самой необычной его частью является виртуальный Музей пандемической повседневности.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В свою очередь кураторы проекта, ведущие специалисты ФОМа Алина Соболевская и Ася Свешникова, рассказали, что Музей будет создан для всех, кто хочет исследовать и осмыслять окружающую пандемическую реальность, а также познавать самого себя – человека пандемического, homo pandemicus. Музей будет основан на двух коллекциях к-Дайджестов – коллекции рефератов и ссылок и коллекции вирусных роликов, а его единицей станет виртуальная экскурсия.

Так, старший научный сотрудник Музея Москвы Полина Жураковская рассказала об организации выставки «Музей самоизоляции». Она также предложила внести в Музей пандемической реальности элементы интерактивности. Кстати, в свое время в дар Музею Москвы была передана книга «Социология пандемии. Проект коронаФОМ».

Книгу высоко оценил еще один участник сессии – доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Сергей Давыдов. Он сказал, что приведенные в ней данные отражают исследовательский взгляд на проблему, но, чтобы получить полноценное представление о пандемии, нужно посмотреть на нее и со стороны. Кроме того, в своем докладе он отметил, что в отличие от Сети, где информация хоть и оставляет след, но редко запоминается, музей – инструмент памяти. И в современном обществе роль музея изменилась. Современный музей – это не просто учреждение, занимающееся сбором, хранением и экспонированием предметов, это демократизирующее, полифоническое пространство, созданное для критического осмысления прошлого и будущего. И, по мнению Сергея Давыдова, Музей пандемической повседневности вполне соответствует этой концепции. А доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Ольга Логунова рассказала, как пандемия отражается в одной из самых популярных соцсетей – TikTok, и подчеркнула важность включения элементов цифровых платформ в экскурсии Музея.

Совладелец исследовательской компании «Форейтор» Юрий Вольфсон представил исследование, которое отражает разные категории «людей пандемических». В нем описываются их страхи, реакции на пандемию, образ жизни, привычные способы получения информации и т. д. По мнению Юрия Вольфсона, пандемия не вызвала резких изменений в поведении людей и «они вели себя примерно так, как должны были вести в этой ситуации».

Продолжая дискуссию о Музее пандемической повседневности, руководитель по коммуникационному развитию партнерской сети ФОМа Роман Бумагин отметил, что, возможно, в будущем новые посетители Музея – те, кто не застал пандемию, смогут благодаря ему чему-то научиться и не повторят ошибок предыдущих поколений.

Эксперты обсудили, каким должен быть Музей пандемической повседневности. Так, руководитель департамента развития Политехнического музея Ника Абдурагимова предложила подумать над целевой аудиторией Музея и способами ее привлечения. А шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф» Марина Бобылева высказала мнение, что не лишним будет включить в Музей интерактивные иммерсивные элементы, позволяющие, например, погрузиться в атмосферу самоизоляции. В свою очередь, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Наиль Фархатдинов отметил, что независимо от того, в каком пространстве – реальном или виртуальном – создается музей, необходим единый подход к экспонатам, которые рассматриваются как ценные. Он также подчеркнул, что история экспонатов не завершается, когда они попадают в музей, – они просто продолжают жить в новом контексте.

Словом, как отметил Александр Ослон, пандемия рано или поздно станет историей, а история будет продолжаться в виртуальном Музее пандемической повседневности.

МараФОМ продолжит сессия «Малый бизнес и пандемия», которая состоится 17 июня. Подробнее о состоявшихся и будущих сессиях мараФОМа можно узнать здесь: covid19.fom.ru/marafom.

Ознакомиться с книгой «Социология пандемии. Проект коронаФОМ» можно здесь: u.fom.ru/k-kniga.

материалы
Сотрудники Фонда Общественное Мнение приняли участие в XIV Грушинской конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы» – крупнейшем мероприятии исследовательской отрасли, которое прошло с 11 по 13 апреля 2024 года в Москве.
XIV Грушинская конференция «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы» – главное событие в прикладной социологии России – пройдет 11–13 апреля на площадке Финансового университета. В ней примут участие исследователи разных школ, аналитики, представители бизнес- и госсектора.
Приглашаем на первое мероприятие учебного сезона ФОМ-Мастерской — открытую онлайн-конференцию «ФОМография: ФОМ как он есть». Спикеры конференции — президент ФОМа Александр Ослон, управляющий директор Лариса Паутова, представители департаментов, а также координатор ФОМ-Мастерской Юлия Осичнюк
2 января 2024 года умер ветеран ФОМа Леонид Иосифович Блехер — человек-энциклопедия, главным талантом которого был искренний интерес ко всему, что его окружало
Большинство россиян (74%) считают, что опросы общественного мнения нужны, 16% – что скорее не нужны. Доверяют результатам опросов половина опрошенных, 31% – не доверяют. 49% респондентов доводилось участвовать в опросах общественного мнения, 50% говорят, что ранее в опросах участия не принимали
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют