ФОМ принял участие в «Шаталинке»

На 45-м заседании школы-семинара имени академика С. С. Шаталина социологи представили пять докладов

19 Октября 2022

Начальник ЛАД Ефим Галицкий представил доклад «Самоидентификация россиян времен СВО». «По результатам летнего опроса удалось выделить 14 типов самоидентификации. Представители групп ассоциируют себя с разными сообществами: от России в целом до собственной семьи. Самоидентификация россиян существенно влияет на их оценку происходящего в стране: чем выше уровень иерархии того сообщества, с которым себя ассоциирует человек, тем более лоялен он к деятельности правительства», – отметил Галицкий.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Он также добавил, что суммарный объем групп с главной ассоциацией «я – гражданин России» в поколении кризиса (то есть среди родившихся после 1991 года) почти вдвое меньше максимума в поколении романтики (то есть среди родившихся с 1944 по 1951 годы) – 18% против 34%.  

Второй доклад, подготовленный Ефимом Галицким совместно с научным руководителем Департамента социологии НИУ ВШЭ Александром Чепуренко и президентом ФОМа Александром Ослоном, касался типологических групп малого бизнеса. На основе опроса 580 участников Панели Малого Бизнеса ФОМ были выделены четыре группы предпринимателей, различающиеся потребностями в мерах государственной помощи («Продвинь меня», «Научи меня», «Сократи налоги и бюрократию», «Не трогай меня»). Как отметил Ефим Галицкий, знание ключевых черт и особенностей этих групп позволяет сделать политику в отношении малого бизнеса более адресной.  

Екатерина Пушкина, ведущий специалист отдела обработки и анализа данных, представила доклад «Исследование стратегий российского малого бизнеса по данным лонгитюдных опросов СМБиз ФОМ». Она поделилась с участниками конференции принципом формирования групп предпринимателей, исходя из траекторий их бизнес-стратегий, и рассказала, как происходит отслеживание истории переходов предпринимателей из группы в группу, а также о том, какие особенности предприятий и действия бизнесменов способствовали улучшению их бизнес-позиций в разгар пандемического кризиса, а какие – в период санкционного.  «Я укрепилась в представлении, что мы делаем действительно важное дело, проводя уникальные исследования малого бизнеса. На конференции было немало докладов о теоретических моделях, для совершенствования которых не хватает эмпирически данных. Делегация ФОМа представляла "живые" опросные данные и результаты интервью, что было принято другими участниками конференции с большими вниманием и интересом», – сказала Екатерина Пушкина. Ее доклад был отмечен дипломом имени С. С. Шаталина как лучший доклад, а также за высокий уровень результатов исследований в социально-экономической сфере. 

В докладе «Трудности первых месяцев турбоРеальности: новые условия для малого и среднего бизнеса» речь шла о сложностях, с которыми столкнулись предприниматели после начала СВО и введения антироссийских санкций. Доклад «Антихрупкость российских предпринимателей: от пандемического кризиса к турбоРеальности» был посвящен свойствам бизнеса, которые помогают компаниям успешно преодолевать трудности. Он был отмечен дипломом имени В. Н. Эйтингона как лучший доклад, а также за высокий уровень результатов исследований в области управления экономическими системами.  

«Участники школы-семинара проявили живой интерес к нашим докладам: задавали уточняющие вопросы, предлагали идеи для развития исследования. Например, они посоветовали разработать методологию идентификации антихрупких компаний в количественных исследованиях – тест на антихрупкость, – отметила руководитель коммуникационного направления Юлия Кот. – Ранее мы делали шаги в этом направлении, пытаясь найти измерители антихрупкости. Но тогда нам не хватило материалов исследования для разработки инструментария. Теперь мы попробуем вернуться к этой теме с учетом новых знаний».  

Кроме того, исследователи презентовали книгу «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус», рассказав, чем она может быть полезна исследователям, бизнесменам и другим читателям.   

материалы
В образовательном интенсиве, организованном Ассоциацией исследовательских компаний «Группа 7/89», приняли участие более 40 человек. Социологи, преподаватели, маркетологи, представители заказчиков съехались со всей страны. Они слушали лекции, участвовали в тренингах, выполняли практические задания
Шестая выставка-конференция Research Expo-2022 «В эпицентре трансформации» прошла 28 октября в «Инфопространстве». В этом году в ней участвовали более 30 компаний-экспонентов и более 1500 посетителей. Гости выставки могли прослушать десятки докладов, поучаствовать в круглых столах и воркшопах
С 1 сентября каждая учебная неделя в российских школах начинается с исполнения государственного гимна и поднятия государственного флага. Знают или слышали об этом 61% россиян. Относятся к нововведению положительно 77%, отрицательно – 10% опрошенных
Елена Ивановна стояла у истоков создания школы социологии в России. Была первым ученым секретарем Института социологии Российской Академии наук СССР, заведующей сектором международных сравнительных исследований. С 1992 года руководила собственной исследовательской компанией «Башкирова и Партнеры».
О Болонской системе образования слышали 29% респондентов, среди людей с вузовскими дипломами – 52%. Отказ от этой системы одобряют 46%, не одобряют 12% опрошенных (среди молодых – 26%)
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют