Он также добавил, что суммарный объем групп с главной ассоциацией «я – гражданин России» в поколении кризиса (то есть среди родившихся после 1991 года) почти вдвое меньше максимума в поколении романтики (то есть среди родившихся с 1944 по 1951 годы) – 18% против 34%.
Второй доклад, подготовленный Ефимом Галицким совместно с научным руководителем Департамента социологии НИУ ВШЭ Александром Чепуренко и президентом ФОМа Александром Ослоном, касался типологических групп малого бизнеса. На основе опроса 580 участников Панели Малого Бизнеса ФОМ были выделены четыре группы предпринимателей, различающиеся потребностями в мерах государственной помощи («Продвинь меня», «Научи меня», «Сократи налоги и бюрократию», «Не трогай меня»). Как отметил Ефим Галицкий, знание ключевых черт и особенностей этих групп позволяет сделать политику в отношении малого бизнеса более адресной.
Екатерина Пушкина, ведущий специалист отдела обработки и анализа данных, представила доклад «Исследование стратегий российского малого бизнеса по данным лонгитюдных опросов СМБиз ФОМ». Она поделилась с участниками конференции принципом формирования групп предпринимателей, исходя из траекторий их бизнес-стратегий, и рассказала, как происходит отслеживание истории переходов предпринимателей из группы в группу, а также о том, какие особенности предприятий и действия бизнесменов способствовали улучшению их бизнес-позиций в разгар пандемического кризиса, а какие – в период санкционного. «Я укрепилась в представлении, что мы делаем действительно важное дело, проводя уникальные исследования малого бизнеса. На конференции было немало докладов о теоретических моделях, для совершенствования которых не хватает эмпирически данных. Делегация ФОМа представляла "живые" опросные данные и результаты интервью, что было принято другими участниками конференции с большими вниманием и интересом», – сказала Екатерина Пушкина. Ее доклад был отмечен дипломом имени С. С. Шаталина как лучший доклад, а также за высокий уровень результатов исследований в социально-экономической сфере.
В докладе «Трудности первых месяцев турбоРеальности: новые условия для малого и среднего бизнеса» речь шла о сложностях, с которыми столкнулись предприниматели после начала СВО и введения антироссийских санкций. Доклад «Антихрупкость российских предпринимателей: от пандемического кризиса к турбоРеальности» был посвящен свойствам бизнеса, которые помогают компаниям успешно преодолевать трудности. Он был отмечен дипломом имени В. Н. Эйтингона как лучший доклад, а также за высокий уровень результатов исследований в области управления экономическими системами.
«Участники школы-семинара проявили живой интерес к нашим докладам: задавали уточняющие вопросы, предлагали идеи для развития исследования. Например, они посоветовали разработать методологию идентификации антихрупких компаний в количественных исследованиях – тест на антихрупкость, – отметила руководитель коммуникационного направления Юлия Кот. – Ранее мы делали шаги в этом направлении, пытаясь найти измерители антихрупкости. Но тогда нам не хватило материалов исследования для разработки инструментария. Теперь мы попробуем вернуться к этой теме с учетом новых знаний».
Кроме того, исследователи презентовали книгу «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус», рассказав, чем она может быть полезна исследователям, бизнесменам и другим читателям.
Комментарии отсутствуют