Вопрос, насколько российская экономика зависит от нефтяных цен и насколько хороши для нее высокие цены, – далеко не однозначный. На этот счет есть прямо противоположные мнения у профессиональных экономистов, руководство страны также иногда высказывается по этому поводу противоречивым образом. Поэтому репрезентативный опрос населения о том, хорошо или плохо, когда экономика зависит от цен на нефть, представляет определенный интерес. К сожалению, постановка вопросов не позволяет однозначно прокомментировать полученные результаты.
Важно понимать: российская экономика – большой и сложный объект, поэтому эффекты от изменения цен на нефть могут оказаться разными для разных секторов и сегментов. Так что важен критерий, с помощью которого оценивается совокупное влияние этого показателя. На мой взгляд, с точки зрения государства, таким критерием должны выступать долгосрочные темпы экономического роста.
Согласно опросу, большинство населения полагает, что российская экономика довольно сильно зависит от нефтяных цен и многие негативно к этому относятся. Это согласуется с эмпирическими данными и взглядами экономистов. Поражает довольно высокая доля – четверть – тех, кто следит за ценами на нефть. Получается, есть немало считающих, что динамика цен на нефть непосредственно отражается на их благосостоянии или каким–то другим существенным образом на них воздействует.
Население вполне рационально оценивает текущую ситуацию – основными бенефициарами высоких цен сейчас выступает государственный бюджет, а значит, и население в целом: как те, чей труд оплачивает непосредственно государство (чиновники, бюджетники и прочие), так и все другие, кто не работает на государство, но получает необходимые услуги (образование, здравоохранение).
Статистика показывает, что по итогам 2010 года нефтегазовые доходы, зависимые от изменения цен на нефть, составляют 46% бюджета, а за первые пять месяцев 2011 года – уже 49%. Получается, что за счет нефтегазовой выручки финансируется около половины федеральных расходов. Это довольно много, потому что всегда есть риск возможного снижения цен на нефть. Так как государство не может одномоментно сократить свои расходы, то полагаться исключительно на нефтегазовые доходы – довольно рискованная стратегия.
При этом поскольку повышение нефтяных цен прямо влияет на величину российского экспорта, очевидны и прямые блага для экономики. Дополнительный доход получают компании отрасли, а государство изымает сверхдоходы в форме налога. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что на макроэкономическом уровне получение сырьевых сверхдоходов может дать довольно значительный негативный эффект, это так называемое «ресурсное проклятие». Экономические исследования на эту тему дают противоречивые результаты, баланс между выгодой и убытками оценивается по–разному. Поэтому универсального ответа, подходящего для любой страны и для любой ситуации, как обычно, нет.
Ключевой вопрос состоит в том, как тратятся эти дополнительные доходы, полученные от повышения нефтяных цен. Если они «проедаются», то есть повышают уровень благосостояния, но не становятся источником долгосрочного экономического роста, то неизбежны негативные последствия. Создается иллюзия богатства и повышения доходов, но она не подкреплена нормальным экономическим фундаментом несырьевого сектора. Поэтому теоретически хорошо бы, чтобы сверхдоходы тратились не на текущее потребление, а на инвестиции, то есть на повышение экономического потенциала страны.
Проблема заключается в том, что российское государство очень неэффективно осуществляет инвестиционные расходы. Правительство, в том числе в развитых странах, обычно неэффективно в инвестициях, так как госчиновники не имеют прямых стимулов к осуществлению эффективных проектов. В российском случае все усугубляется коррупцией и другими злоупотреблениями. Сверхдоходы создают иллюзию богатства и в результате средства расходуются на «статусные» проекты, но их экономическая целесообразность далеко не очевидна. Поэтому эффект от дополнительного повышения цен на нефть еще на один доллар постепенно становится все меньше и меньше.
Вот, к примеру, последний среднесрочный прогноз министерства экономического развития, выпущенный в мае. По сравнению с предыдущим документом от декабря 2010 года министерство пересмотрело прогноз по цене на нефть: с $81 до 105$ за баррель (+31%). Но при этом прогноз по темпам экономического роста остался неизменным – 4,2% на 2011 год. Получается, что по официальному прогнозу МЭР скачок нефтяных цен более чем на 30% никак не отражается на среднесрочном росте экономики.
Комментарии отсутствуют