Курок музыки

Рок, металл и рэп действительно делают людей жестокими

03 Мая 2011

«Пусть тела валятся на пол! Пусть тела валятся на пол!» — надрывается в наушниках мужской голос, переходящий на рык. Это поет вокалист группы Drowning Pool. На экране мелькают кадры из видеоклипа: пациента психиатрической клиники куда-то быстро везут на каталке. А вот его уже пристегнули к креслу.
Коллаж: ФОМ-МЕДИА

Восемь лет назад этот знаменитый хит часто ставили в американской тюрьме Гуантанамо: тяжелой музыкой пытали заключенных. В этом году композицию пришлось прослушать посетителям лаборатории австралийского психолога Хайди Леннингс. Эксперимент удался — тяжелый металл незамедлительно сказался на психике добровольцев. Исследовательница доказала, что музыка ненадолго сделала их более жестокими.

Психолог ставила своим подопытным не только металл. Она собрала целую коллекцию агрессивной музыки: в ней были еще рок и рэп. «Все композиции были найдены в интернете, — поясняет Хайди Леннингс. — Мы искали по ключевым словам «злоба», «насилие» и «ненависть».

Всю эту подборку исследовательница пропустила через уши своих подопечных. Одним участникам эксперимента она давала послушать только музыку — голоса вокалистов были удалены с записи с помощью компьютера. Другие добровольцы наслаждались нетронутыми произведениями. Некоторым подопечным психолог заодно показала и видеоклипы на эти песни, тоже довольно жестокие. А кое-кому из посетителей лаборатории действительно повезло — их просто попросили спокойно посидеть в комнате. Правда, самое главное было еще впереди.

Закончив с музыкой, исследовательница объявила — ей очень нужна помощь. Леннингс рассказала своим подопечным заранее придуманную легенду: якобы в лаборатории проходит еще одно исследование. Оно посвящено вкусовым ощущениям. С минуту на минуту всем добровольцам принесут острый соус. Его нужно будет просто попробовать, а затем подробно описать вкус. И вот еще один нюанс: образцы для дегустации будут готовить друг другу сами участники эксперимента. В лаборатории, мол, просто не хватает свободных рук.

После короткого инструктажа исследовательница снабдила всех пластиковыми стаканчиками и бутылками с очень острым соусом чили. Все, что было нужно, — налить соус в стакан и хорошенько размешать. А затем образец должен попасть на стол неизвестному едоку, такому же простому посетителю лаборатории.

Ассистенты психолога специально объясняли каждому добровольцу, что по правилам дегустатору придется съесть весь соус до последней ложки. И как бы случайно давали понять — именно этот образец предназначен человеку, который очень плохо переносит острое.

На самом деле никакой дегустации не было. Исследовательница с важным видом собирала образцы, а затем все они попадали прямиком в мусорный ящик. Правда, сначала психолог измеряла, сколько соуса положили в стаканчики участники эксперимента.

Все те, кто не слушал агрессивную музыку, а просто сидел в комнате, как один жалели дегустатора. В среднем они клали в стакан чуть меньше столовой ложки чили. Добровольцы, которым ставили музыку без слов, отправляли туда уже две. А посмотревшие видеоклип с музыкой и вокалом становились настоящими садистами. Они отмеряли дегустатору почти три полных ложки острейшего соуса.

Звук и изображение влияют на уровень агрессии

Источник: The effect of auditory versus visual violent media exposure on aggressive behaviour: The role of song lyrics, video clips and musical tone. Heidi I. B. Lennings, Wayne A. Warburton (2011)
(*) Индекс агрессивности – безразмерное число, пропорциональное количеству острого соуса, использованного добровольцами в эксперименте
материалы
Смотрят сериалы, хотя бы иногда, две трети россиян, а среди женщин и молодых – три четверти. Четверть россиян – каждый день, пятая часть – несколько раз в неделю. Только 12% в последние пару месяцев стали смотреть сериалы чаще, чем раньше
Самые любимые занятия россиян – садоводство (15%), спорт (12%), чтение (11%), рукоделие (11%) и рыбалка с охотой (7%). Больше времени на увлечения стало сейчас, во время самоизоляции, у 21% наших сограждан, меньше – у 13%. 33% пандемия вынудила отказаться от каких-то увлечений, 34% – не пришлось
Смотрят кино по телевизору 85% россиян, в записи или через интернет – 48%, в кинотеатрах бывают 49%. Практики смотрения кино предсказуемо – и сильно – различаются в разных возрастных группах. Как и отношение к современному российскому кино: молодым оно нравится больше, старшим – меньше
Новая инфографика ФОМ: преимущества и недостатки детского отдыха в летнем лагере. Взрослые сравнивают собственный опыт и опыт своих детей
Сериал «Троцкий » смотрели 19% россиян, хорошие впечатления он оставил у 11%, плохие – у 4% респондентов (остальные мнения не составили). «Демона революции» видели 12% опрошенных: 6% он понравился, 4% – нет, 2% ничего определённого не сказали
Комментарии
Добавить комментарий

michek

04 Мая 2011, 00:06

Автор эксперимента не он, а она. ;)

https://mypassword.mq.edu.au/directory/index.php?type=browse&cat=staff&id=3E724CB4-E296-11DD-8CCA-01BD5B7AF898&SearchStr=occupational first aider&SearchCat=All&ExactMatch;= Ответить
 

michek

04 Мая 2011, 00:07

Mrs Heidi Brummert Lennings Ответить
 

Антон Степнов

04 Мая 2011, 01:03

Правда ваша, спасибо!
Исправили.
Ответить
 

independence777

09 Мая 2011, 21:23

а что слушает автор статьи, шансон? Ответить