Интернет и образование

Пользуются ли россияне интернетом в образовательных целях?

30 Июля 2015

Активности, связанные с работой или учебой, широко распространены в интернете. Так, 45% пользователей читали, скачивали учебники, статьи, книги, 37% смотрели видеоуроки, лекции, обучающие фильмы, 26% обсуждали вопросы, связанные с работой или обучением, в соцсетях, на форумах. В целом пользовались образовательными, обучающими сайтами 21% интернетчиков. Сегодня хотят продолжить своё образование, получить другую специальность или дополнительные знания, навыки 44% интернет-пользователей.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Отметьте, пожалуйста, где вы когда-либо учились.

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Карточка, любое число ответов
  Население   в целом Среднее общее и ниже Среднее специальное Высшее
Курсы повышения квалификации 25 14 27 35
Курсы – языковые, компьютерные, бухгалтерские и т.п. – с получением диплома, сертификата, в том числе интернет-курсы 13 5 11 24
Курсы переквалификации 10 7 15 10
Курсы – языковые, компьютерные, бухгалтерские и т.п. – без получения диплома, сертификата, в том числе интернет-курсы 7 3 6 12
Второе высшее образование 3 0 1 10
Аспирантура, докторантура, и т.д. 1 0 0 4
Другое 4 2 5 5
Ничего из перечисленного 54 72 50 35
Затрудняюсь ответить 1 1 1 1
  Население   в целом Молодые люди с высшим образованием Люди среднего возраста с высшим образованием
Курсы повышения квалификации 25 20 39
Курсы – языковые, компьютерные, бухгалтерские и т.п. – с получением диплома, сертификата, в том числе интернет-курсы 13 25 28
Курсы переквалификации 10 5 12
Курсы – языковые, компьютерные, бухгалтерские и т.п. – без получения диплома, сертификата, в том числе интернет-курсы 7 14 12
Второе высшее образование 3 5 13
Аспирантура, докторантура, и т.д. 1 3 3
Другое 4 7 3
Ничего из перечисленного 54 43 28
Затрудняюсь ответить 1 1 1

Независимо от того уровня образования, который у вас есть, вы в принципе хотели бы или не хотели продолжить свое образование, получить другую специальность или дополнительные знания, навыки?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Приходилось ли вам лично пользоваться интернетом? Если да, то когда вы последний раз пользовались интернетом?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
  Население   в целом Мужчины Женщины
Никогда не приходилось пользоваться 32 29 34
В последние сутки 53 57 49
В последнюю неделю 9 9 9
В последний месяц 2 2 2
В последние три месяца 1 1 1
В последние полгода 2 1 2
В последний год 1 <1 1
Более года назад 1 <1 1
Затрудняюсь ответить <1 0 <1
Не знаю, что такое интернет 1 1 <1
  Население   в целом 18–30 лет 31–45 лет 46–60 лет Старше 60 лет
Никогда не приходилось пользоваться 32 2 13 41 80
В последние сутки 53 89 69 35 8
В последнюю неделю 9 6 12 13 4
В последний месяц 2 1 2 3 2
В последние три месяца 1 0 2 1 1
В последние полгода 2 1 2 3 1
В последний год 1 0 0 2 1
Более года назад 1 <1 <1 1 1
Затрудняюсь ответить <1 0 0 0 <1
Не знаю, что такое интернет 1 0 0 <1 2
  Население   в целом Среднее общее и ниже Среднее специальное Высшее
Никогда не приходилось пользоваться 32 50 30 11
В последние сутки 53 38 51 72
В последнюю неделю 9 6 10 11
В последний месяц 2 1 3 2
В последние три месяца 1 1 1 1
В последние полгода 2 1 2 1
В последний год 1 0 1 1
Более года назад 1 <1 <1 1
Затрудняюсь ответить <1 0 <1 0
Не знаю, что такое интернет 1 1 0 0
  Население   в целом Москва Города 1 млн и более Города от 250 тыс. до 1 млн Города от 50 до 250 тыс. Города менее 50 тыс., ПГТ Села
Никогда не приходилось пользоваться 32 28 29 25 31 27 44
В последние сутки 53 63 63 55 53 53 41
В последнюю неделю 9 7 6 12 8 12 7
В последний месяц 2 1 1 4 4 2 1
В последние три месяца 1 0 1 1 2 1 1
В последние полгода 2 0 1 2 1 2 2
В последний год 1 0 0 1 1 1 1
Более года назад 1 2 0 <1 <1 <1 1
Затрудняюсь ответить <1 0 0 0 0 <1 0
Не знаю, что такое интернет 1 0 0 1 1 <1 1


Далее вопросы задавались только тем, кто пользовался интернетом в последние три месяца – 65% от всех опрошенных. Данные в % от этой группы

Для каких целей вы используете интернет?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Карточка, любое число ответов
  Интернет-пользователи в целом Мужчины Женщины
Общение с друзьями, родственниками, знакомыми 73 65 80
Чтение новостей, статей на актуальные темы 52 53 51
Поиск информации, не связанной с работой и образованием 49 47 50
Развлечение: скачивание, просмотр фильмов и видео, прослушивание музыки, игры 47 51 43
Работа, профессиональная деятельность 34 34 34
Поиск, покупка товаров и услуг 31 30 32
Образование, обучение 24 24 25
Другое 1 1 1
  Интернет-пользователи в целом 18–30 лет 31–45 лет 46–60 лет Старше 60 лет
Общение с друзьями, родственниками, знакомыми 73 82 67 69 58
Чтение новостей, статей на актуальные темы 52 54 50 56 44
Поиск информации, не связанной с работой и образованием 49 50 48 51 35
Развлечение: скачивание, просмотр фильмов и видео, прослушивание музыки, игры 47 60 42 36 19
Работа, профессиональная деятельность 34 33 35 35 27
Поиск, покупка товаров и услуг 31 37 29 29 12
Образование, обучение 24 33 19 17 13
Другое 1 1 0 2 4
  Интернет-пользователи в целом Среднее общее и ниже Среднее специальное Высшее
Общение с друзьями, родственниками, знакомыми 73 73 71 75
Чтение новостей, статей на актуальные темы 52 45 48 61
Поиск информации, не связанной с работой и образованием 49 45 46 54
Развлечение: скачивание, просмотр фильмов и видео, прослушивание музыки, игры 47 54 41 47
Работа, профессиональная деятельность 34 18 30 48
Поиск, покупка товаров и услуг 31 23 27 40
Образование, обучение 24 22 18 32
Другое 1 1 1 1
  Интернет-пользователи в целом Москва Города 1 млн и более Города от 250 тыс. до 1 млн Города от 50 до 250 тыс. Города менее 50 тыс., ПГТ Села
Общение с друзьями, родственниками, знакомыми 73 70 60 73 83 76 73
Чтение новостей, статей на актуальные темы 52 64 60 52 59 42 44
Поиск информации, не связанной с работой и образованием 49 54 49 40 59 47 48
Развлечение: скачивание, просмотр фильмов и видео, прослушивание музыки, игры 47 48 42 44 57 47 44
Работа, профессиональная деятельность 34 41 41 34 35 31 27
Поиск, покупка товаров и услуг 31 54 34 31 33 24 23
Образование, обучение 24 20 25 21 30 27 21
Другое 1 1 1 0 1 0 1

Доводилось ли вам использовать интернет в перечисленных целях? И если да, то для чего именно?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Карточка, любое число ответов

Что из перечисленного вам доводилось делать в интернете?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Карточка, любое число ответов
  Интернет-пользователи в целом 18–30 лет 31–45 лет 46–60 лет Старше 60 лет
Читать (скачивать) учебники, статьи, книги 45 55 43 34 31
Использовать интернет-телефонию (Skype, Google voice и т.д.) для общения, связанного с работой или обучением 39 47 34 35 29
Смотреть видео-уроки / лекции / обучающие фильмы 37 44 35 32 19
Задавать, обсуждать вопросы, связанные с работой или обучением, в социальных сетях, на форумах 26 31 27 19 12
Выполнять задания, проходить тестирования, связанные с работой или обучением 18 22 19 9 0
Участвовать в конкурсах / соревнованиях, связанных с работой или обучением 9 12 9 4 6
Участвовать в видео-конференциях, вебинарах 8 10 7 8 0
Другое 5 4 4 6 8
Ничего из перечисленного 27 21 31 28 35
Затрудняюсь ответить 1 1 1 3 0
  Интернет-пользователи в целом Среднее общее и ниже Среднее специальное Высшее
Читать (скачивать) учебники, статьи, книги 45 35 36 61
Использовать интернет-телефонию (Skype, Google voice и т.д.) для общения, связанного с работой или обучением 39 34 33 49
Смотреть видео-уроки / лекции / обучающие фильмы 37 35 34 42
Задавать, обсуждать вопросы, связанные с работой или обучением, в социальных сетях, на форумах 26 18 23 35
Выполнять задания, проходить тестирования, связанные с работой или обучением 18 15 11 26
Участвовать в конкурсах / соревнованиях, связанных с работой или обучением 9 8 9 11
Участвовать в видео-конференциях, вебинарах 8 3 5 14
Другое 5 6 5 3
Ничего из перечисленного 27 36 32 16
Затрудняюсь ответить 1 <1 2 1

Вы пользовались образовательными, обучающими интернет-сайтами?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Если бы вы планировали получить высшее образование, то вы предпочли бы очное обучение, с посещением лекций и семинаров, или дистанционное обучение при помощи интернета?

ДАННЫЕ В % ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Почему вы предпочли бы обучаться очно?

ДАННЫЕ В % ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто предпочел бы обучаться очно, – отвечали 40% инетрнет-пользователей

Почему вы предпочли бы обучаться дистанционно?

ДАННЫЕ В % ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто предпочел бы обучаться дистанционно, – отвечали 21% инетрнет-пользователей

Если бы вы планировали пройти курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку, то вы предпочли бы очное обучение, с посещением лекций и семинаров, или дистанционное обучение при помощи интернета?

ДАННЫЕ В % ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Сейчас обсуждается проект создания образовательного интернет-ресурса на базе ведущих российских вузов, на котором студенты и все желающие смогут дистанционно изучать многие предметы. Планируется, что у студентов будет выбор: изучать тот или иной предмет очно, с посещением лекций и семинаров, или дистанционно, через интернет. Как вы думаете, какой вариант они будут выбирать чаще: очное обучение или дистанционное, через интернет?

ДАННЫЕ В % ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Если студенты будут изучать некоторые предметы дистанционно, через интернет, то как, на ваш взгляд, это скажется на качестве получаемого ими образования – положительно или отрицательно?

ДАННЫЕ В % ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Предполагается, что студенты смогут дистанционно изучать и сдавать предметы не только в своем вузе, но и в других вузах, выбирая те, где предмет преподается лучше. Это усилит конкуренцию между вузами, даст дополнительное преимущество ведущим вузам. Как вы считаете, усиление конкуренции между вузами пойдет скорее на пользу или во вред российской системе высшего образования?

ДАННЫЕ В % ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Почему вы думаете, что усиление конкуренции между вузами пойдет на пользу российской системе высшего образования?

ДАННЫЕ В % ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Открытый вопрос. Задавался считающим, что усиление конкуренции пойдет скорее на пользу, – отвечали 31% респондентов

Почему вы думаете, что усиление конкуренции между вузами пойдет во вред российской системе высшего образования?

ДАННЫЕ В % ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто считает, что усиление конкуренции пойдет скорее во вред, – отвечали 22% респондентов
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 19 июля 2015. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По заказу ООО инФОМ
материалы
Частные школы

24 Сентября

32% респондентов сообщили, что там, где они живут, есть частные школы. 41% опрошенных ответили, что в их районе таких школ нет. Если бы у людей был выбор, 15% отдали бы ребёнка в частную школу, в то время как 74% выбрали бы государственную
49% участников опроса скорее доверяют результатам опросов, 31% опрошенных – скорее не доверяют. 69% участников опроса считают, что люди иногда отвечают на вопросы интервью нечестно или неискренне. Из них 29% полагают, что такое случается часто, а 39% – что редко
Сотрудники Фонда Общественное Мнение приняли участие в конференции «Обратная связь от граждан: современные методы и сервисы анализа данных», которая прошла в Координационном центре Правительства Российской Федерации.
Сотрудники Фонда Общественное Мнение приняли участие в XIV Грушинской конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы» – крупнейшем мероприятии исследовательской отрасли, которое прошло с 11 по 13 апреля 2024 года в Москве.
XIV Грушинская конференция «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы» – главное событие в прикладной социологии России – пройдет 11–13 апреля на площадке Финансового университета. В ней примут участие исследователи разных школ, аналитики, представители бизнес- и госсектора.
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют