Акторы добровольчества

Насколько распространены добровольчество и помогающее поведение среди россиян

14 Августа 2014

Наиболее сильной вовлеченностью в гражданскую активность отличаются «волонтеры» и «активисты». В группу «волонтеры» входят 4% россиян. Они действуют в рамках НКО и объединяются в группы для осуществления своей деятельности. «Активистами» являются 17%. Они ориентируются на проблемы своего социального круга и на проблемы по месту жительства.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В 2014 году в рамках проекта Фонда «Общественное мнение» ФОМ-СОЦ была усовершенствована методика выделения общественно активных групп населения, разработанная в 2013 году.

Для определения основных акторов добровольчества респондентам был предложен тестовый вопрос: «Посмотрите, пожалуйста, на карточку и скажите, что из перечисленного Вам доводилось делать за последние полгода-год?» По ответам были выделены группы, отличающиеся разной степенью вовлеченности в добровольческую активность: волонтеры, активисты и «обыватели».

Волонтерам (4% опрошенных) свойственна интенсивная вовлеченность в добровольческую деятельность и активная гражданская позиция. Такие люди в течение последнего года хотя бы раз:

  • участвовали в деятельности некоммерческих организаций, работали волонтером, добровольцем

И / ИЛИ

  • участвовали в массовых акциях, демонстрациях, забастовках, митингах, шествиях

И / ИЛИ

  • участвовали в деятельности профессиональных сообществ, профсоюзов.

Деятельность активистов (17% опрошенных) носит более спонтанный, нерегулярный характер по сравнению с волонтерами. Их гражданское участие локализовано на ближней дистанции, им приходилось в течение последнего года:

  • заниматься общественными проблемами по месту жительства

И / ИЛИ

  • помогать незнакомым людям.

«Обыватели» (23% опрошенных) менее активны по сравнению с волонтерами или активистами. Они готовы помогать и объединяться, только когда речь идет о людях из ближайшего окружения. «Обывателям» в течение последнего года доводилось:

  • помогать коллегам, соседям.

Среди всего населения 44% опрошенных попали в три вышеперечисленные группы, то есть эти люди хотя бы минимально действуют в поле добровольчества и / или помогающего поведения.

Остальные респонденты были разделены на две группы. В первую попали те, кто не относится к трем перечисленным группам, но каждый день пользуется интернетом: «web-обыватели» (26% опрошенных). Остальные попали в группу аутсайдеров (31% опрошенных), которые не включены ни в какие практики социального взаимодействия.

Возраст

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
  Население   в целом Волонтеры Активисты Обыватели Web-обыватели Аутсайдеры
18–30 лет 28 39 29 28 51 8
31–45 лет 24 36 35 21 28 16
46–60 лет 26 20 24 31 17 31
Старше 60 лет 22 5 12 20 4 45

Образование

  Население   в целом Волонтеры Активисты Обыватели Web-обыватели Аутсайдеры
Среднее общее и ниже 40 25 30 38 32 54
Среднее специальное 35 27 38 37 33 34
Высшее 25 48 32 25 35 11

Род занятий

  Население   в целом Волонтеры Активисты Обыватели Web-обыватели Аутсайдеры
Руководители 5 20 6 4 7 2
Специалисты 15 27 26 17 19 3
Служащие, технические исполнители 10 9 17 10 11 4
Рабочие 24 18 24 26 24 22
Неработающие пенсионеры 28 7 14 27 8 54
Не работают и не планируют искать работу 6 4 3 7 9 6
Не работают, но ищут работу 6 4 6 5 9 6
Студенты 5 13 4 3 11 <1

Материальное положение семьи

  Население   в целом Волонтеры Активисты Обыватели Web-обыватели Аутсайдеры
Денег не хватает на питание 8 4 2 5 6 16
На питание хватает, на одежду – нет 20 11 16 17 16 29
На одежду хватает, на крупную бытовую технику – нет 42 41 45 43 42 41
На бытовую технику хватает, на автомобиль – нет 23 34 28 27 28 11
На автомобиль хватает 7 11 9 8 8 2
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 31 августа 2014. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

Опубликовано в рамках реализации проекта ФОМ-СОЦ Фонда «Общественное мнение»
материалы
ФОМ провёл опрос, в котором респондентов спрашивали о том, что они понимают под традиционными ценностями и насколько, по их мнению, эти ценности распространены в обществе
37% участников опроса считают, что российское общество в целом можно назвать справедливым, 44% думают, что оно скорее несправедливо. 69% респондентов полагают, что сегодня более справедливо устроено российское общество, 8% – что стран Западной Европы
По мнению россиян, современную молодёжь от тех, кто постарше, отличает в основном иной менталитет, другие взгляды на жизнь и другое воспитание. Они также называли такие черты, как развязность и невоспитанность, но в то же время отмечали ум, продвинутость и владение новыми технологиями
86% россиян считают себя патриотами, 9% – не считают. 75% наших сограждан уверены, что патриот должен считать свою страну самой лучшей, 18% респондентов полагают, что не должен
61% опрошенных сообщили, что доверяют РПЦ, 19% – что не доверяют. У 71% россиян за последние годы отношение к РПЦ не изменилось, у 11% оно улучшилось, у 8% – ухудшилось. 50% опрошенных считают, что сегодня РПЦ влияет на общественную жизнь страны, 33% убеждены, что РПЦ оказывает влияние на политику
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют