«Левши бывают разные»
Директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких о том,
почему сложно пересчитать всех леворуких.
Результаты опроса комментировать сложно. Проблема в том, что субъективное ощущение себя леворуким или праворуким не совпадает с действительным положением вещей. Часто люди и не подозревают, что они на самом деле переучившиеся левши.
В СССР массовых исследований праворуких и леворуких не проводилось. Известно было лишь примерное количество левшей среди школьников. По данным разных исследователей, леворукими были от 3–8% до 15% детей. Их пытались «переделать».
Переучивание начиналось в детском саду («взяли ложку в правую руку…», «взяли карандаш в правую руку…» и т. п.) и продолжалось в школе – все учились писать правой. Меры бывали самыми жесткими: левую руку привязывали, надевали варежку, наказывали.
Левши бывают разные. В случае слабовыраженной леворукости человек в основном работает левой рукой, но может что-то делать и правой. А в случае явно выраженной леворукости правая рука практически бесполезна. Таких людей переучить безумно сложно, и у них навсегда остается комплекс проблем.
В ряде случаев у переученных леворуких детей возникали характерные неврозы, очень тяжелые и трудно поддающиеся лечению. Ими уже приходилось заниматься психиатрам. Травма переучивания усугублялась постоянными неудачами (плохой почерк, ошибки и другие трудности письма), неловкостью, осознанием себя «не таким, как все».
Леворуких перестали переучивать в начале 90-х годов. В Институте возрастной физиологии были разработаны специальные прописи для леворуких. Главная цель этих работ – изменить негативное отношение общества к левшам. Сегодня левшей переучивают крайне редко, в основном в семье.
Комментарии отсутствуют