Электоральный рейтинг кандидата – это доля респондентов, заявляющих, что они проголосуют за него, если придут на выборы. Рейтинг считается от всех участников опроса и обычно бывает ниже, чем результат кандидата на выборах, который считается в процентах от участников голосования. Соотношение рейтингов дает определенное представление о популярности кандидатов, но не позволяет судить о том, как распределятся голоса на выборах. А чтобы судить об этом, надо по возможности правильно ответить на три вопроса:
- Как распределятся голоса тех, кто пока не определился, затрудняется назвать «своего» кандидата»?
- Какой будет явка и насколько дисциплинированными окажутся в день выборов сторонники каждого из кандидатов (а они никогда не бывают дисциплинированными в равной мере)?
- Какая часть респондентов лукавит в ходе опросов, скрывая свои действительные электоральные намерения и давая «социально одобряемый» ответ (чаще всего – о намерении поддержать фаворита), и как в действительности они себя поведут?
К решению этих задач приближается текущий прогноз. Он считается от числа тех, кто, согласно принятой модели расчетов (а не декларациям респондентов), придет на избирательные участки, и, в отличие от рейтинга, дает представление о возможном распределении голосов на выборах. Данный показатель учитывает, наряду с электоральными рейтингами кандидатов, ответы респондентов на ряд вспомогательных вопросов. А именно:
- к каким кандидатам респонденты относятся положительно, а к каким – отрицательно (так называемые «мягкие рейтинги»);
- допускают ли респонденты для себя возможность голосования за того или иного кандидата «в принципе» («электоральный потенциал кандидатов»);
- предвыборная агитация каких кандидатов респондентам нравится, а каких – не нравится;
- допускают ли респонденты, уже сделавшие выбор, возможность пересмотра своего решения;
- из каких кандидатов те, кто еще не определился в своих предпочтениях, предполагают выбирать;
- собираются ли респонденты участвовать в выборах и насколько твердо их решение об участии.
Распределения ответов на все эти вопросы публикуются на сайте ФОМ – в отличие от технической информации: алгоритмов расчета текущего прогноза и поправочных коэффициентов, призванных нейтрализовать фактор лукавства респондентов.
Но и текущий прогноз не является еще прогнозом в полном смысле слова – то есть ответственным предположением ФОМ о том, что результаты голосования будут, по нашему мнению, именно такими. По сути, это электоральный расчет, который интегрирует всю совокупность необходимой для прогнозирования информации, извлеченной из конкретного опроса – «моментального снимка» политических настроений. Но ни прошлое, ни будущее ему неведомо: не учитывая динамику этих постоянно меняющихся настроений, текущий прогноз фактически отвечает на вопрос о том, как распределились бы голоса, если бы выборы состоялись в момент проведения опроса, – и начинает устаревать уже к моменту публикации.
Динамика политических настроений может быть в известной мере реконструирована и предугадана на основе сопоставления ряда текущих прогнозов, а также анализа предвыборной ситуации. Результатом этой работы становятся уже собственно прогнозы результатов выборов (предварительный и итоговый). Но их время еще не пришло.
Комментарии отсутствуют