Проект ФОМ для ЦБ: инфляционные ожидания и потребительские настроения

Как Банк России учитывает результаты опросов в своей работе

01 Июня 2017

29 мая Банк России и ФОМ на совместном семинаре представили результаты 55-й волны исследования инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения. Инфляционные ожидания определяют действия людей на финансовом и потребительском рынке и, таким образом, влияют на экономику. Для Центробанка информация об инфляционных ожиданиях, получаемая с помощью опросов ФОМ, является одним из каналов обратной связи с населением, регулятор учитывает ее в принятии решений по денежно-кредитной политике.

На семинаре обсуждались методология проекта и его результаты. «Проект основан на сочетании аналогичных западных методик исследований инфляционных ожиданий и потребительских настроений с учетом российской специфики восприятия инфляции населением, – рассказала директор проекта Людмила Преснякова. – В частности, для россиян характерно "фаталистическое восприятие инфляции" как неотъемлемого свойства экономической атмосферы – люди считают, что "цены растут всегда". В отличие от западных моделей инфляционных ожиданий, в России сильный рост цен приводит к ужиманию потребления и экономии».

Презентация ФОМ (скачать).

Замдиректора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Липин рассказал, как именно цифры, получаемые в ходе опросов, ЦБ учитывает в своих прогнозах и действиях. Для этого Банк России «привязывает» к данным по текущей инфляции оценку её изменения, которая строится статистическими методами на основе ответов на вопросы ФОМ.

Презентация ЦБ (скачать).

Исследование инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения проводится ФОМ по заказу Банка России уже девятый год. К нынешнему моменту проведено 55 волн опросов. В проекте измеряются 4 ключевых набора показателей.

  1. Инфляционные ожидания населения РФ: восприятие текущего и ожидания будущего роста цен в месячной, годовой и трехлетней перспективе (на основе специального исследовательского инструментария, разработанного ФОМ).
  2. Индекс потребительских настроений (ИПН): восприятие населением текущей экономической ситуации, прогнозы относительно ее развития, а также готовность тратить деньги.
  3. Сберегательные настроения населения РФ: отношение к сбережениям, практики текущего сберегательного поведения, предпочитаемые формы осуществления сбережений, оценки инвестиционного климата.
  4. Кредитные установки населения РФ: готовность прибегать к банковским займам, текущие практики использования кредитов, оценка вероятности невозврата долга.

Дополнительные показатели, измеряемые в рамках проекта:

  • потребление и крупные траты
  • восприятие динамики курсов валют
  • практики экономии
  • восприятие динамики экономической ситуации
  • доверие финансовым компаниям
  • отношение к Банку России
  • информированность о финансовых показателях
  • занятость и проблемы с трудоустройством
  • горизонты планирования
  • практики ведения бюджета

Подробнее о проекте можно узнать здесь: fom-gk.ru/cases/sociology_cbr.html

Самый свежий (майский) отчет по проекту опубликован на сайте ЦБ: cbr.ru/DKP/standart_system/fom_17-05.pdf

материалы
Знают или слышали о том, что недавно в Санкт-Петербурге состоялся Международный экономический форум, половина россиян (49%). Важным для России событием сочли его 32% участников опроса, неважным – 11%
24 июня в 17 часов состоится сессия «Люди, деньги, кризисы», на которой эксперты ФОМа, а также ведущие социологи и экономисты обсудят, как эпидемия меняет финансовое положение и поведение россиян
70% россиян (среди молодых – 83%) говорят, что им нравится, как выглядят российские купюры. К идее Центробанка сменить дизайн купюр хорошо относятся 20% россиян (среди молодых – 31%), плохо – 35% (среди старших – 40–42%), 41% сообщили о безразличии к этим планам
29% россиян знают о возможности создать в социальной сети виртуальный кошелёк для осуществления платежей, ещё 30% что-то об этом слышали. Сколько людей в России реально пользуются платежами в социальной сети, что их привлекает и что отталкивает от этого сервиса, читайте в сюжете.
Каждый десятый россиянин за последние полгода ни разу не расплачивался наличными. Как наши сограждане чаще всего оплачивают товары и услуги?
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют