Проект ФОМ для ЦБ: инфляционные ожидания и потребительские настроения

Как Банк России учитывает результаты опросов в своей работе

01 Июня 2017

29 мая Банк России и ФОМ на совместном семинаре представили результаты 55-й волны исследования инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения. Инфляционные ожидания определяют действия людей на финансовом и потребительском рынке и, таким образом, влияют на экономику. Для Центробанка информация об инфляционных ожиданиях, получаемая с помощью опросов ФОМ, является одним из каналов обратной связи с населением, регулятор учитывает ее в принятии решений по денежно-кредитной политике.

На семинаре обсуждались методология проекта и его результаты. «Проект основан на сочетании аналогичных западных методик исследований инфляционных ожиданий и потребительских настроений с учетом российской специфики восприятия инфляции населением, – рассказала директор проекта Людмила Преснякова. – В частности, для россиян характерно "фаталистическое восприятие инфляции" как неотъемлемого свойства экономической атмосферы – люди считают, что "цены растут всегда". В отличие от западных моделей инфляционных ожиданий, в России сильный рост цен приводит к ужиманию потребления и экономии».

Презентация ФОМ (скачать).

Замдиректора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Липин рассказал, как именно цифры, получаемые в ходе опросов, ЦБ учитывает в своих прогнозах и действиях. Для этого Банк России «привязывает» к данным по текущей инфляции оценку её изменения, которая строится статистическими методами на основе ответов на вопросы ФОМ.

Презентация ЦБ (скачать).

Исследование инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения проводится ФОМ по заказу Банка России уже девятый год. К нынешнему моменту проведено 55 волн опросов. В проекте измеряются 4 ключевых набора показателей.

  1. Инфляционные ожидания населения РФ: восприятие текущего и ожидания будущего роста цен в месячной, годовой и трехлетней перспективе (на основе специального исследовательского инструментария, разработанного ФОМ).
  2. Индекс потребительских настроений (ИПН): восприятие населением текущей экономической ситуации, прогнозы относительно ее развития, а также готовность тратить деньги.
  3. Сберегательные настроения населения РФ: отношение к сбережениям, практики текущего сберегательного поведения, предпочитаемые формы осуществления сбережений, оценки инвестиционного климата.
  4. Кредитные установки населения РФ: готовность прибегать к банковским займам, текущие практики использования кредитов, оценка вероятности невозврата долга.

Дополнительные показатели, измеряемые в рамках проекта:

  • потребление и крупные траты
  • восприятие динамики курсов валют
  • практики экономии
  • восприятие динамики экономической ситуации
  • доверие финансовым компаниям
  • отношение к Банку России
  • информированность о финансовых показателях
  • занятость и проблемы с трудоустройством
  • горизонты планирования
  • практики ведения бюджета

Подробнее о проекте можно узнать здесь: fom-gk.ru/cases/sociology_cbr.html

Самый свежий (майский) отчет по проекту опубликован на сайте ЦБ: cbr.ru/DKP/standart_system/fom_17-05.pdf

материалы
Кредиты

28 Сентября

Мнение, что кредиты облегчают, улучшают жизнь людей, в России мало распространено: у него 16% сторонников (среди относительно обеспеченных несколько больше – 22–23%). В основном же считается, что кредит жизнь усложняет, ухудшает: так думают 67% жителей страны (среди бедных – 73%)
К повышению пенсионного возраста хорошо относятся 11% россиян, плохо – 75%. Негативно настроенных респондентов спросили, допустимо ли в принципе отодвигать пенсионный возраст. 44% россиян ответили «нет», 28% сказали, что допустимо, но не сейчас и не так
38% опрошенных считают, что нужно стремиться замещать все импортные товары, 39% – что некоторые, 13% (среди молодых – 19%) – что стремиться к этому не надо. Чаще всего считается, что не следует стараться замещать лекарства, электронику, машины, медоборудование, бытовую технику
39% россиян, по их словам, следят за курсом рубля, 60% интереса к этому показателю не испытывают. Четверть наших сограждан сообщили, что на их жизнь курс национальной валюты не влияет. 47% (на 7 п.п. больше, чем год назад) считают, что влияет, и сильно, 17% отмечают слабое влияние
Экономическую ситуацию в стране 48% россиян считают удовлетворительной, 38% – плохой. В начале лета соответствующее распределение было 53% к 32%. Ухудшение ситуации наблюдают 43% опрошенных (рост с июня на 11 пунктов), улучшение – 17% (снижение на 5 пунктов)
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют