Проект ФОМ для ЦБ: инфляционные ожидания и потребительские настроения

Как Банк России учитывает результаты опросов в своей работе

01 Июня 2017

29 мая Банк России и ФОМ на совместном семинаре представили результаты 55-й волны исследования инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения. Инфляционные ожидания определяют действия людей на финансовом и потребительском рынке и, таким образом, влияют на экономику. Для Центробанка информация об инфляционных ожиданиях, получаемая с помощью опросов ФОМ, является одним из каналов обратной связи с населением, регулятор учитывает ее в принятии решений по денежно-кредитной политике.

На семинаре обсуждались методология проекта и его результаты. «Проект основан на сочетании аналогичных западных методик исследований инфляционных ожиданий и потребительских настроений с учетом российской специфики восприятия инфляции населением, – рассказала директор проекта Людмила Преснякова. – В частности, для россиян характерно "фаталистическое восприятие инфляции" как неотъемлемого свойства экономической атмосферы – люди считают, что "цены растут всегда". В отличие от западных моделей инфляционных ожиданий, в России сильный рост цен приводит к ужиманию потребления и экономии».

Презентация ФОМ (скачать).

Замдиректора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Липин рассказал, как именно цифры, получаемые в ходе опросов, ЦБ учитывает в своих прогнозах и действиях. Для этого Банк России «привязывает» к данным по текущей инфляции оценку её изменения, которая строится статистическими методами на основе ответов на вопросы ФОМ.

Презентация ЦБ (скачать).

Исследование инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения проводится ФОМ по заказу Банка России уже девятый год. К нынешнему моменту проведено 55 волн опросов. В проекте измеряются 4 ключевых набора показателей.

  1. Инфляционные ожидания населения РФ: восприятие текущего и ожидания будущего роста цен в месячной, годовой и трехлетней перспективе (на основе специального исследовательского инструментария, разработанного ФОМ).
  2. Индекс потребительских настроений (ИПН): восприятие населением текущей экономической ситуации, прогнозы относительно ее развития, а также готовность тратить деньги.
  3. Сберегательные настроения населения РФ: отношение к сбережениям, практики текущего сберегательного поведения, предпочитаемые формы осуществления сбережений, оценки инвестиционного климата.
  4. Кредитные установки населения РФ: готовность прибегать к банковским займам, текущие практики использования кредитов, оценка вероятности невозврата долга.

Дополнительные показатели, измеряемые в рамках проекта:

  • потребление и крупные траты
  • восприятие динамики курсов валют
  • практики экономии
  • восприятие динамики экономической ситуации
  • доверие финансовым компаниям
  • отношение к Банку России
  • информированность о финансовых показателях
  • занятость и проблемы с трудоустройством
  • горизонты планирования
  • практики ведения бюджета

Подробнее о проекте можно узнать здесь: fom-gk.ru/cases/sociology_cbr.html

Самый свежий (майский) отчет по проекту опубликован на сайте ЦБ: cbr.ru/DKP/standart_system/fom_17-05.pdf

материалы
13% россиян сообщили, что воспользовались ипотечным кредитом: уже выплачивают или выплатили его. Говорят, что допускают возможность купить жильё с привлечением ипотеки, 18% участников опроса; среди нуждающихся в улучшении жилищных условий – 26%
Родители школьников рассказывают, сколько они потратили на форму – школьную и спортивную, канцтовары и учебные материалы
Хорошим свое материальное положение называют 22% россиян, чаще других – молодые (37%) и москвичи (32%). Средним считают его 58%, плохим – 19% респондентов
Курс рубля

18 Августа

Рост рубля 27% респондентов объясняют «санкциями и контрмерами наших властей», 11% – «военной операцией на Украине», 7% – «ростом цен на нефть и газ» (остальные объяснения даются реже). 50% россиян говорят, что на них рост рубля не повлиял, 15% говорят о положительном, 23% – об отрицательном влиянии
Как экономические настроения разделили российское общество, кто и почему тревожится больше, а кто меньше – в нашем сюжете
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют