Проект ФОМ для ЦБ: инфляционные ожидания и потребительские настроения

Как Банк России учитывает результаты опросов в своей работе

01 Июня 2017

29 мая Банк России и ФОМ на совместном семинаре представили результаты 55-й волны исследования инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения. Инфляционные ожидания определяют действия людей на финансовом и потребительском рынке и, таким образом, влияют на экономику. Для Центробанка информация об инфляционных ожиданиях, получаемая с помощью опросов ФОМ, является одним из каналов обратной связи с населением, регулятор учитывает ее в принятии решений по денежно-кредитной политике.

На семинаре обсуждались методология проекта и его результаты. «Проект основан на сочетании аналогичных западных методик исследований инфляционных ожиданий и потребительских настроений с учетом российской специфики восприятия инфляции населением, – рассказала директор проекта Людмила Преснякова. – В частности, для россиян характерно "фаталистическое восприятие инфляции" как неотъемлемого свойства экономической атмосферы – люди считают, что "цены растут всегда". В отличие от западных моделей инфляционных ожиданий, в России сильный рост цен приводит к ужиманию потребления и экономии».

Презентация ФОМ (скачать).

Замдиректора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Липин рассказал, как именно цифры, получаемые в ходе опросов, ЦБ учитывает в своих прогнозах и действиях. Для этого Банк России «привязывает» к данным по текущей инфляции оценку её изменения, которая строится статистическими методами на основе ответов на вопросы ФОМ.

Презентация ЦБ (скачать).

Исследование инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения проводится ФОМ по заказу Банка России уже девятый год. К нынешнему моменту проведено 55 волн опросов. В проекте измеряются 4 ключевых набора показателей.

  1. Инфляционные ожидания населения РФ: восприятие текущего и ожидания будущего роста цен в месячной, годовой и трехлетней перспективе (на основе специального исследовательского инструментария, разработанного ФОМ).
  2. Индекс потребительских настроений (ИПН): восприятие населением текущей экономической ситуации, прогнозы относительно ее развития, а также готовность тратить деньги.
  3. Сберегательные настроения населения РФ: отношение к сбережениям, практики текущего сберегательного поведения, предпочитаемые формы осуществления сбережений, оценки инвестиционного климата.
  4. Кредитные установки населения РФ: готовность прибегать к банковским займам, текущие практики использования кредитов, оценка вероятности невозврата долга.

Дополнительные показатели, измеряемые в рамках проекта:

  • потребление и крупные траты
  • восприятие динамики курсов валют
  • практики экономии
  • восприятие динамики экономической ситуации
  • доверие финансовым компаниям
  • отношение к Банку России
  • информированность о финансовых показателях
  • занятость и проблемы с трудоустройством
  • горизонты планирования
  • практики ведения бюджета

Подробнее о проекте можно узнать здесь: fom-gk.ru/cases/sociology_cbr.html

Самый свежий (майский) отчет по проекту опубликован на сайте ЦБ: cbr.ru/DKP/standart_system/fom_17-05.pdf

материалы
Две трети россиян не заметили значительных изменений в своём материальном положении за последние два-три месяца. 11% отметили ухудшение, 23% считают, что их финансовое положение улучшилось
32% россиян считают, что сегодня государственный бюджет расходуется в целом правильно, 35% респондентов придерживаются противоположной точки зрения, а 33% затруднились с ответом
Каждый четвёртый опрошенный считает, что его материальное положение сейчас хорошее. Чуть более половины россиян (56%) считают его средним, а 16% характеризуют его как плохое
23% наших сограждан считают своё материальное положение сейчас хорошим, 17% оценивают его как плохое. Большинство же респондентов (59%) определяют свою ситуацию с доходами как среднюю
Перед началом учебного года ФОМ традиционно узнает у родителей, сколько денег их семьи потратили на подготовку ребёнка к школе и на что именно были потрачены эти средства
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют