Инфляционные ожидания населения: о чем говорят опросы

Презентация ФОМ на XXVIII Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге

31 Июля 2019

Директор проекта по измерениям инфляционных ожиданий россиян Людмила Преснякова выступила с презентацией на сессии конгресса №2.4: «Инфляционные ожидания: как ими управлять?» Она рассказала об особенностях инфляционных ожиданий россиян и о методике их измерений, которые ФОМ проводит более 10 лет по заказу Банка России.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В сессии также принимали участие: Мирослав Сингер, член совета директоров Generali Austria, CEE & Russia, Андрей Липин, заместитель директора ДДКП Банка России, Армен Нурбекян, член правления ЦБ Армении, и Сергей Слободян, директор CERGE-EI.

Посмотреть видео секции №2.4: «Инфляционные ожидания: как ими управлять?» можно по ссылке: https://youtu.be/a7bQ5CUqHLs

Ниже – основные тезисы презентации ФОМ.

Инфляционные ожидания россиян имеют специфику, обусловленную экономической картиной мира людей, уровнем их финансовой грамотности, а также ситуативными факторами.

У россиян, как правило, очень короткие горизонты планирования: 65% предвидят доходы на сроки менее года, а 27% – только на месяц. Поэтому в РФ практически невозможно замерять «долгосрочные» инфляционные ожидания.

Людям свойственно «фаталистическое» восприятие инфляции как неизменного свойства экономической атмосферы: «всегда повышают цены», «потому что цены дорожают каждый месяц». Поэтому подавляющее большинство россиян (75%) даже не пытаются прогнозировать будущую инфляцию, а основные механизмы адаптации к ней – пассивные (сокращение потребления и экономия).

Инфляционные ожидания в головах у потребителей – это не одна цифра, которую фиксирует Росстат и на которую ориентируется Банк России в своей политике таргетирования, а целый комплекс представлений, описывающий, что будет с ценами.

Инфляционные ожидания формируются не только из непосредственных наблюдений за изменениями цен, но и из оценок динамики ситуации с доходами и собственной покупательной способности. Влияют на формирование ожиданий представления россиян о перспективах экономики в целом и отдельных ее направлений (например, представления о перспективах роста производства, ситуации с безработицей и коррупцией, о динамике курса национальной валюты).

Поэтому само это явление – инфляционные ожидания – целесообразнее измерять через комплекс разнообразных вопросов, нежели использовать для его оценок только какой-либо один вопрос.

Анализ медианных оценок населением текущей инфляции и её прогнозов на годовом горизонте показывает, что ожидания россиян «адаптивны», то есть люди при формировании ожиданий смотрят «назад», на состоявшуюся инфляцию. Такими ожиданиями сложно управлять, поскольку управление предполагает «заякорение» ожиданий, то есть ситуацию, при которой экономические агенты – в данном случае население – ориентируются в своих долгосрочных прогнозах на целевое значение («таргет») инфляции, которое объявляет Центробанк, а не на прошлые её уровни. При этом если в краткосрочный период происходят какие-либо скачки инфляции, то агенты с «заякоренными» ожиданиями не меняют их, так как верят, что в перспективе инфляция будет удерживаться в заявленном регулятором диапазоне.

Однако наши исследования показывают, что инфляционные ожидания населения не «заякорены». Более того, сам «таргет» (целевой показатель) Банка России по инфляции в 4% годовых находится вне поля «различения» обывателя, для обычных людей «пороговое» значение должно быть не менее 5%: «когда идет градация побольше, например, 5 процентов, это та погрешность, которую мы можем оценить… а до 1% – я не работаю в экономической сфере – я не могу никак оценить…». Кроме того, у россиян пока еще не сформировалась привычка к столь низким уровням инфляции.

Тем не менее анализ десятилетней динамики инфляционных ожиданий россиян показывает, что эти ожидания постепенно рационализируются: от представлений об инфляции как «стихийном бедствии» они сдвигаются к концепции «управляемого процесса». Представление об инфляции как управляемом процессе влияют и на поведение (у населения адаптация к росту цен становится более осознанной и прагматичной), и на отношение к целевому показателю ЦБ (растет доверие к нему). Отметим, что за последние 6 лет почти вдвое выросла доля тех, кто верит в его достижение.

И еще один немаловажный момент: в инфляционные ожидания населения заложены ожидания относительно будущего экономики (и отчасти политики) в целом. Поэтому «заякорение» инфляционных ожиданий возможно в ситуации роста доверия в более широком контексте, в том числе роста предсказуемости экономического и политического будущего в целом.

Скачать презентацию ФОМ здесь.

Сайт XXVIII Международного финансового конгресса: http://ibcongress.com/video

Ежемесячные отчеты ФОМ на сайте Банка России: http://www.cbr.ru/DKP/surveys/inflation/



материалы
Знают или слышали о том, что недавно в Санкт-Петербурге состоялся Международный экономический форум, половина россиян (49%). Важным для России событием сочли его 32% участников опроса, неважным – 11%
24 июня в 17 часов состоится сессия «Люди, деньги, кризисы», на которой эксперты ФОМа, а также ведущие социологи и экономисты обсудят, как эпидемия меняет финансовое положение и поведение россиян
70% россиян (среди молодых – 83%) говорят, что им нравится, как выглядят российские купюры. К идее Центробанка сменить дизайн купюр хорошо относятся 20% россиян (среди молодых – 31%), плохо – 35% (среди старших – 40–42%), 41% сообщили о безразличии к этим планам
29% россиян знают о возможности создать в социальной сети виртуальный кошелёк для осуществления платежей, ещё 30% что-то об этом слышали. Сколько людей в России реально пользуются платежами в социальной сети, что их привлекает и что отталкивает от этого сервиса, читайте в сюжете.
Каждый десятый россиянин за последние полгода ни разу не расплачивался наличными. Как наши сограждане чаще всего оплачивают товары и услуги?
Комментарии
Добавить комментарий

Рома Старицин

01 Августа 2019, 10:05

Рост государственных расходов при падении государственного производства, подкрепленные монополией неизбежно ведут к инфляции. На мой взгляд не стоит бояться этого явления - это процесс закономерный. Ответить