Инфляционные ожидания населения: о чем говорят опросы

Презентация ФОМ на XXVIII Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге

31 Июля 2019

Директор проекта по измерениям инфляционных ожиданий россиян Людмила Преснякова выступила с презентацией на сессии конгресса №2.4: «Инфляционные ожидания: как ими управлять?» Она рассказала об особенностях инфляционных ожиданий россиян и о методике их измерений, которые ФОМ проводит более 10 лет по заказу Банка России.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В сессии также принимали участие: Мирослав Сингер, член совета директоров Generali Austria, CEE & Russia, Андрей Липин, заместитель директора ДДКП Банка России, Армен Нурбекян, член правления ЦБ Армении, и Сергей Слободян, директор CERGE-EI.

Посмотреть видео секции №2.4: «Инфляционные ожидания: как ими управлять?» можно по ссылке: https://youtu.be/a7bQ5CUqHLs

Ниже – основные тезисы презентации ФОМ.

Инфляционные ожидания россиян имеют специфику, обусловленную экономической картиной мира людей, уровнем их финансовой грамотности, а также ситуативными факторами.

У россиян, как правило, очень короткие горизонты планирования: 65% предвидят доходы на сроки менее года, а 27% – только на месяц. Поэтому в РФ практически невозможно замерять «долгосрочные» инфляционные ожидания.

Людям свойственно «фаталистическое» восприятие инфляции как неизменного свойства экономической атмосферы: «всегда повышают цены», «потому что цены дорожают каждый месяц». Поэтому подавляющее большинство россиян (75%) даже не пытаются прогнозировать будущую инфляцию, а основные механизмы адаптации к ней – пассивные (сокращение потребления и экономия).

Инфляционные ожидания в головах у потребителей – это не одна цифра, которую фиксирует Росстат и на которую ориентируется Банк России в своей политике таргетирования, а целый комплекс представлений, описывающий, что будет с ценами.

Инфляционные ожидания формируются не только из непосредственных наблюдений за изменениями цен, но и из оценок динамики ситуации с доходами и собственной покупательной способности. Влияют на формирование ожиданий представления россиян о перспективах экономики в целом и отдельных ее направлений (например, представления о перспективах роста производства, ситуации с безработицей и коррупцией, о динамике курса национальной валюты).

Поэтому само это явление – инфляционные ожидания – целесообразнее измерять через комплекс разнообразных вопросов, нежели использовать для его оценок только какой-либо один вопрос.

Анализ медианных оценок населением текущей инфляции и её прогнозов на годовом горизонте показывает, что ожидания россиян «адаптивны», то есть люди при формировании ожиданий смотрят «назад», на состоявшуюся инфляцию. Такими ожиданиями сложно управлять, поскольку управление предполагает «заякорение» ожиданий, то есть ситуацию, при которой экономические агенты – в данном случае население – ориентируются в своих долгосрочных прогнозах на целевое значение («таргет») инфляции, которое объявляет Центробанк, а не на прошлые её уровни. При этом если в краткосрочный период происходят какие-либо скачки инфляции, то агенты с «заякоренными» ожиданиями не меняют их, так как верят, что в перспективе инфляция будет удерживаться в заявленном регулятором диапазоне.

Однако наши исследования показывают, что инфляционные ожидания населения не «заякорены». Более того, сам «таргет» (целевой показатель) Банка России по инфляции в 4% годовых находится вне поля «различения» обывателя, для обычных людей «пороговое» значение должно быть не менее 5%: «когда идет градация побольше, например, 5 процентов, это та погрешность, которую мы можем оценить… а до 1% – я не работаю в экономической сфере – я не могу никак оценить…». Кроме того, у россиян пока еще не сформировалась привычка к столь низким уровням инфляции.

Тем не менее анализ десятилетней динамики инфляционных ожиданий россиян показывает, что эти ожидания постепенно рационализируются: от представлений об инфляции как «стихийном бедствии» они сдвигаются к концепции «управляемого процесса». Представление об инфляции как управляемом процессе влияют и на поведение (у населения адаптация к росту цен становится более осознанной и прагматичной), и на отношение к целевому показателю ЦБ (растет доверие к нему). Отметим, что за последние 6 лет почти вдвое выросла доля тех, кто верит в его достижение.

И еще один немаловажный момент: в инфляционные ожидания населения заложены ожидания относительно будущего экономики (и отчасти политики) в целом. Поэтому «заякорение» инфляционных ожиданий возможно в ситуации роста доверия в более широком контексте, в том числе роста предсказуемости экономического и политического будущего в целом.

Скачать презентацию ФОМ здесь.

Сайт XXVIII Международного финансового конгресса: http://ibcongress.com/video

Ежемесячные отчеты ФОМ на сайте Банка России: http://www.cbr.ru/DKP/surveys/inflation/



материалы
Две трети россиян не заметили значительных изменений в своём материальном положении за последние два-три месяца. 11% отметили ухудшение, 23% считают, что их финансовое положение улучшилось
32% россиян считают, что сегодня государственный бюджет расходуется в целом правильно, 35% респондентов придерживаются противоположной точки зрения, а 33% затруднились с ответом
Каждый четвёртый опрошенный считает, что его материальное положение сейчас хорошее. Чуть более половины россиян (56%) считают его средним, а 16% характеризуют его как плохое
23% наших сограждан считают своё материальное положение сейчас хорошим, 17% оценивают его как плохое. Большинство же респондентов (59%) определяют свою ситуацию с доходами как среднюю
Перед началом учебного года ФОМ традиционно узнает у родителей, сколько денег их семьи потратили на подготовку ребёнка к школе и на что именно были потрачены эти средства
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют