Динамика оценок материального положения семьи
Оценки населением динамики материального положениях своей семьи ухудшались с июня 2018 года до января 2019 года. Этому способствовали несколько факторов. В частности, после роста цен на бензин в мае – июне прошлого года и объявления о решении увеличить пенсионный возраст доля россиян, считающих, что материальное положение их семьи в прошедшие 12 месяцев ухудшилось, подскочила с 26% в мае до 32% в июне 2018 года. Введение НДС и сохранявшаяся выше 4% (целевого значения Банка России) инфляция в первые месяцы 2019 года подняли и удерживали долю негативных оценок в январе – апреле уже на уровне 35%. Однако с мая текущего года напряжение стало спадать, и к декабрю уже 30% опрошенных говорили об ухудшении материального положения. Одновременно доля отметивших улучшение материального положения семьи выросла с 11% в апреле 2019 года до 15% в декабре и достигла максимального значения с сентября 2014 года (данные измерений за все годы приведены в разделе «Скачать данные»).
Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние 12 месяцев – улучшилось, осталось без изменений или ухудшилось?
Описанные выше экономические события и процессы, повлиявшие на изменение оценок материального положения семьи в 2018–2019 годах, заметно сильнее сказались на оценках перспектив его изменения и привели к увеличению вдвое доли ожидающих его ухудшения: с 12% в мае 2018 года до 24% в июне того же года. Ожидания ещё сильнее ухудшились в преддверие новогодних праздников, и в январе 2019 года доля пессимистично настроенных россиян составила уже 27%. Разворот в тенденции также проявился весной нынешнего года – к декабрю доля разделяющих негативные снизилась до 20%, а позитивные – выросла до 23% (по сравнению с 19–21% во второй половине 2018 года).
Как, по-вашему, изменится материальное положение вашей семьи в следующие 12 месяцев – улучшится, останется без изменений или ухудшится?
В 2019 году улучшались не только субъективные оценки динамики материального положения, но и количественные оценки респондентами величины семейного дохода. Медианные оценки среднедушевого дохода семьи, которые с начала 2018 года практически не менялись, с середины 2019 года вышли на новый уровень. Переход медианы в новый диапазон с июля 2019 года корреспондирует с данными Росстата о росте реальных доходов населения в текущем году.
Медианное значение среднедушевого располагаемого дохода (расчеты ФОМ)
Для определения значения среднедушевого располагаемого дохода рассчитывается уточнённая медиана. Ответы на вопрос об общем (совокупном) доходе семьи в прошлом месяце, задаваемый с использованием карточки с 23 доходными интервалами, перекодируются следующим образом: 1) используются средние значения интервалов (например, ответ «2001–3000 руб.» перекодируется как 2500, ответ «3001–4000 руб.» как 3500 руб. и т. д.); 2) ответ «2000 руб. и менее» перекодируется как 1500 руб.; 3) «свыше 120 000 руб.» – как 150 000 руб. Ответы «не знаю, затрудняюсь ответить» и «отказ от ответа» не учитываются. Перекодированные ответы делятся на количество членов семьи, и на основе полученных данных рассчитывается уточненная медиана (медиана по сгруппированным данным).
Потребительские настроения и поведение
Потребительские настроения россиян также ощутимо ухудшились сначала летом 2018 года, а затем к январю 2019-го: разница между теми, кто считал ситуацию благоприятной для крупных трат, и теми, кто, наоборот, считал ее неподходящей, составляла в начале нынешнего года 18–19 пунктов в пользу последних. С весны нынешнего года разрыв стал сокращаться и к концу года составлял 4–9 пунктов. В декабре 31% россиян оценивали ситуацию как плохую для осуществления крупных покупок и 22% – как хорошую; это пока небольшое ухудшение по сравнению с ноябрем.
Если говорить о крупных покупках для дома (таких как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то какое сейчас, по вашему мнению, время для того, чтобы делать такие покупки: хорошее, не хорошее, но и не плохое, или плохое?
Более комплексно потребительские настроения россиян отражает Индекс потребительских настроений (методику его расчета см.: https://fom.ru/Ekonomika/14238), который также заметно колебался в течение 2018–2019 годов.
Наибольшее падение ИПН и его компонент произошло в июне 2018 года после резкого подорожания бензина, повторное, уже менее заметное – в конце того же года. Однако с февраля 2019-го начался постепенный рост потребительских настроений.
Наибольший вклад в увеличение ИПН внес рост двух компонент: индекса крупных покупок и индекса оценки изменения личного материального положения за последний год. Их прирост с апреля составил 9 и 8 пунктов соответственно. Впрочем, несмотря на оживление потребительских настроений, ИПН все же остается на уровнях заметно ниже весны 2018 года. Причина в том, что две другие компоненты (ожидания относительно перспектив развития страны в следующем году и через пять лет), которые в значительной степени повлияли на сильное падение ИПН летом прошлого года, до сих пор остаются очень далеки от уровня мая 2018 года.
Индекс потребительских настроений (ИПН)
Динамика частных компонент ИПН
На протяжении всего 2019 года наблюдается рост потребительской активности россиян, поддержанный в начале года ростом объёмов потребительского кредитования, а в середине – реальных доходов. Он особенно наглядно виден в постепенном увеличении доли семей, осуществлявших расходы на покупки техники для дома, мебели, мобильных телефонов, аудио-, видео-, фототехники и других подобных товаров длительного пользования, покупка которых не связана с сезонными факторами. Расходы на ремонт, образование и отдых подвержены сезонным колебаниям, но и по ним наблюдается увеличение за двухлетний период. Относительно неизменной на всём протяжении измерений остается лишь доля семей, осуществлявших крупные траты на лечение, – расходы, в наименьшей степени зависящие от изменения цен и доходов.
Какие из перечисленных на карточке крупных расходов были у вас (вашей семьи) за последние три месяца?
ФОМ измеряет широкий спектр показателей, относящихся к финансовому поведению россиян в рамках проекта «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» по заказу Банка России. Отчеты с результатами измерений и динамические ряды с данными опросов доступны на сайте Банка России.
По данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ)
Комментарии отсутствуют