Динамика доходов и потребительской активности населения в 2019 году

Оценки материального положения, потребительские настроения и поведение россиян в 2019 г.

16 Января 2020

После вызванного негативными социально-экономическими событиями (пенсионная реформа, рост цен на бензин и повышение НДС) ухудшения оценок материального положения населения в середине 2018 года, с мая 2019 года они начали постепенно улучшаться. Параллельно происходил рост как потребительских настроений, так и реальной потребительской активности, выразившейся в увеличении доли населения, совершавшего крупные расходы.
скачать данные
Репрезентативный опрос населения России 18 лет и старше. В опросе участвовали 2000 респондентов – жителей 105 городских и сельских населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.

Динамика оценок материального положения семьи


Оценки населением динамики материального положениях своей семьи ухудшались с июня 2018 года до января 2019 года. Этому способствовали несколько факторов. В частности, после роста цен на бензин в мае – июне прошлого года и объявления о решении увеличить пенсионный возраст доля россиян, считающих, что материальное положение их семьи в прошедшие 12 месяцев ухудшилось, подскочила с 26% в мае до 32% в июне 2018 года. Введение НДС и сохранявшаяся выше 4% (целевого значения Банка России) инфляция в первые месяцы 2019 года подняли и удерживали долю негативных оценок в январе – апреле уже на уровне 35%. Однако с мая текущего года напряжение стало спадать, и к декабрю уже 30% опрошенных говорили об ухудшении материального положения. Одновременно доля отметивших улучшение материального положения семьи выросла с 11% в апреле 2019 года до 15% в декабре и достигла максимального значения с сентября 2014 года (данные измерений за все годы приведены в разделе «Скачать данные»).

Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние 12 месяцев – улучшилось, осталось без изменений или ухудшилось?

ДАННЫЕ В % ОПРОШЕННЫХ

Описанные выше экономические события и процессы, повлиявшие на изменение оценок материального положения семьи в 2018–2019 годах, заметно сильнее сказались на оценках перспектив его изменения и привели к увеличению вдвое доли ожидающих его ухудшения: с 12% в мае 2018 года до 24% в июне того же года. Ожидания ещё сильнее ухудшились в преддверие новогодних праздников, и в январе 2019 года доля пессимистично настроенных россиян составила уже 27%. Разворот в тенденции также проявился весной нынешнего года – к декабрю доля разделяющих негативные снизилась до 20%, а позитивные – выросла до 23% (по сравнению с 19–21% во второй половине 2018 года).

Как, по-вашему, изменится материальное положение вашей семьи в следующие 12 месяцев – улучшится, останется без изменений или ухудшится?

ДАННЫЕ В % ОПРОШЕННЫХ

В 2019 году улучшались не только субъективные оценки динамики материального положения, но и количественные оценки респондентами величины семейного дохода. Медианные оценки среднедушевого дохода семьи, которые с начала 2018 года практически не менялись, с середины 2019 года вышли на новый уровень. Переход медианы в новый диапазон с июля 2019 года корреспондирует с данными Росстата о росте реальных доходов населения в текущем году.

Медианное значение среднедушевого располагаемого дохода (расчеты ФОМ)

ДАННЫЕ В ТЫС. РУБ.

Для определения значения среднедушевого располагаемого дохода рассчитывается уточнённая медиана. Ответы на вопрос об общем (совокупном) доходе семьи в прошлом месяце, задаваемый с использованием карточки с 23 доходными интервалами, перекодируются следующим образом: 1) используются средние значения интервалов (например, ответ «2001–3000 руб.» перекодируется как 2500, ответ «3001–4000 руб.» как 3500 руб. и т. д.); 2) ответ «2000 руб. и менее» перекодируется как 1500 руб.; 3) «свыше 120 000 руб.» – как 150 000 руб. Ответы «не знаю, затрудняюсь ответить» и «отказ от ответа» не учитываются. Перекодированные ответы делятся на количество членов семьи, и на основе полученных данных рассчитывается уточненная медиана (медиана по сгруппированным данным).

Потребительские настроения и поведение


Потребительские настроения россиян также ощутимо ухудшились сначала летом 2018 года, а затем к январю 2019-го: разница между теми, кто считал ситуацию благоприятной для крупных трат, и теми, кто, наоборот, считал ее неподходящей, составляла в начале нынешнего года 18–19 пунктов в пользу последних. С весны нынешнего года разрыв стал сокращаться и к концу года составлял 4–9 пунктов. В декабре 31% россиян оценивали ситуацию как плохую для осуществления крупных покупок и 22% – как хорошую; это пока небольшое ухудшение по сравнению с ноябрем.

Если говорить о крупных покупках для дома (таких как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то какое сейчас, по вашему мнению, время для того, чтобы делать такие покупки: хорошее, не хорошее, но и не плохое, или плохое?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
На графике приведены не все позиции

Более комплексно потребительские настроения россиян отражает Индекс потребительских настроений (методику его расчета см.: https://fom.ru/Ekonomika/14238), который также заметно колебался в течение 2018–2019 годов.

Наибольшее падение ИПН и его компонент произошло в июне 2018 года после резкого подорожания бензина, повторное, уже менее заметное – в конце того же года. Однако с февраля 2019-го начался постепенный рост потребительских настроений.

Наибольший вклад в увеличение ИПН внес рост двух компонент: индекса крупных покупок и индекса оценки изменения личного материального положения за последний год. Их прирост с апреля составил 9 и 8 пунктов соответственно. Впрочем, несмотря на оживление потребительских настроений, ИПН все же остается на уровнях заметно ниже весны 2018 года. Причина в том, что две другие компоненты (ожидания относительно перспектив развития страны в следующем году и через пять лет), которые в значительной степени повлияли на сильное падение ИПН летом прошлого года, до сих пор остаются очень далеки от уровня мая 2018 года.

Индекс потребительских настроений (ИПН)

ДАННЫЕ В ПУНКТАХ

Динамика частных компонент ИПН

ДАННЫЕ В ПУНКТАХ

На протяжении всего 2019 года наблюдается рост потребительской активности россиян, поддержанный в начале года ростом объёмов потребительского кредитования, а в середине – реальных доходов. Он особенно наглядно виден в постепенном увеличении доли семей, осуществлявших расходы на покупки техники для дома, мебели, мобильных телефонов, аудио-, видео-, фототехники и других подобных товаров длительного пользования, покупка которых не связана с сезонными факторами. Расходы на ремонт, образование и отдых подвержены сезонным колебаниям, но и по ним наблюдается увеличение за двухлетний период. Относительно неизменной на всём протяжении измерений остается лишь доля семей, осуществлявших крупные траты на лечение, – расходы, в наименьшей степени зависящие от изменения цен и доходов.

Какие из перечисленных на карточке крупных расходов были у вас (вашей семьи) за последние три месяца?

ДАННЫЕ В % ОПРОШЕННЫХ
Карточка, любое число ответов. На графике приведены не все позиции

ФОМ измеряет широкий спектр показателей, относящихся к финансовому поведению россиян в рамках проекта «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» по заказу Банка России. Отчеты с результатами измерений и динамические ряды с данными опросов доступны на сайте Банка России.

Источник данных: данные 63–86-й волн опроса «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», ФОМ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.

По данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ)
материалы
Три четверти россиян встречали в СМИ сообщения о мировом экономическом кризисе, вызванном пандемией. Такие сообщения вызывают тревогу, беспокойство у 47% наших сограждан. Столько же респондентов думают, что Россия сильно пострадает из-за кризиса
Следят за ценой нефти 43% россиян. 63% расценивают её как неблагоприятную для страны (13% –как благоприятную, 24% мнения не имеют). Судя по ответам на открытый вопрос, причинами снижения цены нефти чаще всего считаются пандемия коронавируса, выход России из сделки с ОПЕК+, падение спроса на нефть
Россиян просят оценить ситуацию в экономике – в статике и динамике, а также дать прогнозы на ближайшие несколько месяцев относительно её общего развития и относительно положения дел с ценами на товары, услуги, жильё, нефть, с доходами населения, безработицей, курсом рубля и т. д.
Насколько рациональны российские заёмщики – рассуждает Людмила Преснякова
После небольшого предновогоднего роста инфляционные ожидания россиян вернулись к уровням октября – ноября 2019 года
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют