Сегментация россиян по степени экономичнской тревожности
В исследовании, которое проходило с 11 по 13 марта 2022 года, мы попытались «поймать» страхи и беспокойства россиян в самом начале кризиса и посмотреть, как они связаны с их финансовым поведением.
Респондентам были заданы вопросы об их ожиданиях относительно перспектив личного материального положения, ситуации в экономике, положения дел с безработицей, инфляцией и курсом рубля. В зависимости от того, насколько опрошенные разделяют опасения в отношении будущего в этих сферах, они были отнесены к одному из 5 сегментов: «тревожные», «напряжённые», «неспокойные», «спокойные» и «уверенные».
Выделенные группы оказались очень разными и по своим социально-демографическим профилям, и по финансовому поведению.
Так, «тревожные» (29% от населения) - это, с одной стороны, достаточно ресурсные люди (молодые, образованные, работающие), с другой – более уязвимые материально (здесь больше не только оценивающих своё материальное положение как плохое и тех, кто жалуется на его ухудшение, но и обремененных кредитами); здесь также больше женщин. «Тревожные» сильнее остальных пострадали от первых санкций и столкнулись с проблемами при пользовании деньгами (оплата картами, переводы и т. д.). И они чаще всех остальных демонстрировали паническое финансовое поведение и установки на фоне кризиса: проявляли недоверие банковской системе и забирали деньги из банков, опасались потери сбережений. Многие заемщики из этой группы заявили, что в случае проблем с доходами не будут погашать кредиты.
Группа «напряжённые» (20%) по своему профилю практически не отличается от «типичного» респондента - кроме того, что в ней так же, как среди «тревожных», больше людей до 45 лет и работающих. Как и тревожные, они чаще предпринимали действия со своими сбережениями, но в отличие от первых, скорее не выносили их в наличной форме, а наоборот, положили средства на счёт или вклад в банке. При этом они чаще, чем в среднем, опасались проблем при пользовании картами.
В группу «неспокойные» (29%) вошли в основном люди предпенсионного и, вероятно, раннего пенсионного возраста (из возрастной когорты от 45 лет и старше). В отличие от двух вышеописанных групп, они реже испытывают опасения проблем при использовании денег и стали больше экономить.
«Спокойные» (7%) – это чаще всего неработающие пенсионеры, в основном женщины. Они, наоборот, склонны не разделять опасения относительно экономического будущего или затрудняться выразить своё отношение. У многих из этой группы есть гарантированный доход в виде пенсии, поэтому уровень беспокойства и по поводу собственного финансового будущего, и по поводу ситуации в экономике здесь довольно низкий – по этой группе если и будет «бить», то преимущественно инфляция (а не рост курса доллара или безработица).
Наконец, самая благополучная группа – «уверенные» (15%). Это наиболее обеспеченные и спокойные за свои финансовые позиции люди. В этой группе самая высокая доля работников госсектора, мужчин, а также оценивающих своё материальное положение как хорошее. Они не разделяют большинства опасений относительно будущего экономики и своего уровня жизни. На фоне мартовской паники «уверенные» значительно реже остальных предпринимали какие-либо нерациональные действия со своими деньгами, при этом они чаще выражали доверие банковской системе.
Предложенная сегментация оказалось полезной для заказчика и позволила скорректировать коммуникационную и продуктовую стратегию, чтобы смягчить последствия турбулентности в настроениях и поведении россиян.
Взрослое (18 лет и старше) население РФ. 1535 респондентов. 11–13 марта 2022 г.
Статпогрешность не превышает 2,8%.
Комментарии отсутствуют