Престиж профессии учителя

Отношение к учителям. Опыт дистанционного обучения

29 Сентября 2020

46% участников общероссийского опроса считают, что учителя сегодня работают хорошо, 31% оценили их работу как удовлетворительную, 8% – как плохую. 46% респондентов убеждены, что профессия школьного учителя пользуется уважением, 45% уверены в обратном.
скачать данные
Еженедельный всероссийский телефонный опрос. В каждом опросе по 1000 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,8%. До 22 марта включительно: еженедельные поквартирные опросы «ФОМнибус», 53 субъектов РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов.

Как, по вашему мнению, работают сегодня учителя, как они справляются со своими обязанностями – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
241417171513151518171510812107898710832454240373938383331313433293341403838424246Отлично и хорошоУдовлетворительноПлохо и очень плохоЗатрудняюсь ответить4августа20022октября20055октября200830сентября20125октября201428августа20161октября201727мая201830сентября201829сентября201920сентября2020020406080100

Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя скорее пользуется или скорее не пользуется уважением?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
571211999111196356555047374841414532373339435444484846Скорее пользуетсяСкорее не пользуетсяЗатрудняюсь ответить12августа200123 мая20042 июля20065октября200830сентября20125октября201428августа20161октября201730сентября201820сентября2020020406080100

Как вам кажется, в последнее время престиж профессии школьного учителя растёт или снижается?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
1810331734501623РастётСнижаетсяНе меняетсяЗатрудняюсь ответить7 февраля 201020 сентября 2020020406080100

Как вы считаете, почему, по каким причинам престиж профессии школьного учителя растёт?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто считает, что престиж профессии школьного учителя растёт, – отвечали 23% респондентов
Повысились зарплаты учителей
5%
«Достойная зарплата»  •  «зарплата хорошая»  •  «денег больше начинают платить им»  •  «зарплату повысили, доплаты»  •  «им стали больше платить»  •  «у них стала побольше зарплата».
Это важная, нужная профессия
3%
«Дают дорогу в будущее»  •  «без них – никуда»  •  «очень нужная грань жизни»  •  «потому что это престижно – обучать людей. Это всегда было престижно»  •  «учитель и врач – всегда первое место по профессии».
Повысились качество обучения, внимание учителей к ученикам
3%
«Хорошо учат»  •  «растет успеваемость»  •  «больше внимания к школьникам»  •  «учителя что-то придумывают, заинтересовывают учеников»  •  «ответственность за детей»  •  «учителя стали внимательно относиться к ученикам, не гонят материал».
Выросла востребованность учителей
3%
«Востребованная профессия»  •  «детей сейчас много рождается, учителей много надо сейчас»  •  «дефицит кадров»  •  «много школ открывают, и нужны учителя».
Растут заинтересованность детей в учебе, понимание необходимости образования
3%
«Сейчас дети начали стремиться к знаниям»  •  «больше детей более ответственно подходят к образованию»  •  «качество жизни связывают только с образованием»  •  «потому что все понимают, что без образования шанс чего-то добиться невелик. Поэтому нужно учиться».
Влияние эпидемии коронавируса, дистанционного обучения
2%
«Нам дали понять, когда отправили на дистанционное обучение, насколько это сложно»  •  «после самоизоляции родители полюбили учителей»  •  «сложившаяся ситуация – дистанционное обучение. Люди поняли важность профессии учителя»  •  «спасибо пандемии».
Государство стало уделять больше внимания учителям, образованию
1%
«Государство стало больше обращать внимание на преподавательский состав»  •  «потому что они получают большее внимание от государства»  •  «потому, что к учителям проявляется больше внимания правительством».
На учителей распространяются льготы, социальная поддержка
1%
«Поддержка социальная со стороны государства»  •  «дают им ссуды и квартиры»  •  «различные меры и программы существуют для учителей»  •  «больше у них соцпакет, чем у остальных групп»  •  «сейчас сельским учителям выделяют субсидии»  •  «дают льготную ипотеку преподавателям в сельской местности».
В эту профессию идет молодежь
1%
«Молодых специалистов привлекают»  •  «за последние два года пришло много молодых педагогов»  •  «молодежи много пришло»  •  «молодежь поступает».
Растет профессионализм учителей, в эту профессию идут по призванию
1%
«Пришли профессионалы»  •  «учителя уже грамотные»  •  «повышает свой профессиональный уровень»  •  «учителями идут по призванию в школу».
Другое
1%
«Общество меняется, жизнь меняется»  •  «родители не хотят детьми заниматься»  •  «потому что работы нет, некуда идти, вот и идут туда, где есть работа»  •  «спрос на репетиторство, языковые программы популярны»  •  «в СМИ говорят, что это очень важно. Народ все-таки поймет, что больше нужно уважать учителей».
Затрудняюсь ответить, нет ответа
3%

Как вы считаете, почему, по каким причинам престиж профессии школьного учителя снижается?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто считает, что престиж профессии школьного учителя снижается, – отвечали 50% респондентов
Низкая оплата труда
15%
«Оплата труда несправедливая»  •  «обесценивается труд»  •  «потому что маленькие оклады»  •  «ввиду заработной платы. Молодежь приходит и работает без категории, а без категории очень мало платят»  •  «ну, возможно, из-за небольшого оклада»  •  «мало платят, поэтому некоторые уходят с работы».
Плохо воспитанные, избалованные дети
10%
«Неправильное воспитание своих детей»  •  «дети разбалованные, отсутствие воспитания»  •  «потому что избалованные дети»  •  «сейчас дети стали неуправляемые»  •  «в детях не воспитывается уважение к профессии»  •  «неуважение учеников к учителям, как они обижают учителей».
Ограничение прав учителей в классе, общее снижение уважения к этой профессии
6%
«У учителя совсем мало прав». «много позволено ученикам, нет никаких прав у учителя»  •  «много прав дали детям, а учителя не защищены»  •  «бесправные учителя, ученики могут подраться с учителем»  •  «не почитают учителей»  •  «отрицательная пропаганда профессии»  •  «в советские времена учителя ценились, а сейчас нет».
Трудная, тяжелая работа, большая нагрузка
5%
«Большие нагрузки, большая численность учеников в классе»  •  «нервов и здоровья много отдать надо»  •  «молодые учителя не выдерживают, нужно работать день и ночь»  •  «очень трудно работать в школе»  •  «с современными детьми очень трудно работать»  •  «уровень стресса большой».
Изменения в системе образования, общее снижение качества образования
5%
«В этом виноваты реформы школьного образования»  •  «с глупыми реформами сломали всю систему образования»  •  «из-за неправильной системы образования»  •  «качество образования плохое»  •  «потому что снижается уровень образования».
Недостаточно ответственное отношение учителей к своей работе
5%
«Заинтересованность в хорошей работе снижена»  •  «нет ответственности профессиональной»  •  «работа по шаблону, а не от души»  •  «учителя не учат, а дают задания и не объясняют ничего»  •  «учителя не хотят с детьми заниматься»  •  «отношение учителя к своему делу стало другим».
Низкий уровень профессионализма учителей, многие идут в эту профессию не по призванию
4%
«Низкий уровень подготовки самих учителей»  •  «приходят не профессионалы»  •  «сами недостаточно образованы»  •  «получить образование учителя слишком легко, и туда идут не целенаправленно, а лишь бы кто»  •  «молодые учителя слабые сами по себе. Всех подряд принимают, и дураков в том числе»  •  «в учительство пришли люди не самые умные»  •  «не по призванию идут работать».
Это зависит от позиции родителей по отношению к учителям
4%
«Родители своих деток поддерживают»  •  «родители ведут себя не так, как надо»  •  «из-за нового поколения мам и пап, которые считают, что знают больше, чем педагог»  •  «очень много в семьях негативных разговоров об учителях»  •  «родители принижают человеческие качества учителя»  •  «родители такие стали – все претензии предъявляют учителям».
Ослабление мотивации к учебе у школьников
2%
«Дети не хотят учиться»  •  «некоторые дети не хотят учиться»  •  «отсутствие желания учиться»  •  «дети не проявляют интереса к учебе»  •  «дети стали тупее, им стало лень учиться».
Отношение государства к учителям
2%
«В связи с политикой государства в области образования»  •  «такова политика государства»  •  «в первую очередь не поддерживает учителей государство»  •  «государство вытирает ноги об учителей».
Повышенная заинтересованность учителей в заработках
2%
«Все стало на коммерческую основу»  •  «род занятий зависит от денег, за деньгами идут»  •  «стали любить деньги учителя, разное отношение к детям»  •  «учителя не хотят помогать детям бесплатно»  •  «растет приоритет репетиторства».
Влияние эпидемии коронавируса, перехода на дистанционное обучение
1%
«Связано с карантином, с дистанционным обучением»  •  «коронавирус и удаленный контакт»  •  «все больше на дистанционку переходят»  •  «условия пандемии подрывают авторитет учителя. Многие считают, что школа специально перекладывает ответственность на родителей».
Участие учителей в избирательных комиссиях, в подтасовках при проведении выборов
1%
«В избирательных комиссиях принимают участие учителя, они эти вбросы и делают»  •  «профессия учителя скомпрометирована выборами. Учителя подделывают выборы, участвуют в фальсификации»  •  «выборы дают негативную оценку, так как с их стороны выборы подтасовываются».
Снижение общего уровня культуры в обществе
1%
«Культура общества такая»  •  «падает уровень культуры»  •  «развитие общества»  •  «отношение к людям»  •  «ценности у людей теряются и снижаются».
Влияние интернета
1%
«За счет интернета снижается»  •  «большую роль играет интернет»  •  «интернет кругом, а они все сидят в телефонах»  •  «каждый в интернете сидит».
Другое
2%
«Мне кажется, нет достойного министра просвещения, плохой министр»  •  «в школах поборы»  •  «зависит от личности учителей»  •  «потому что у нас идет расслоение общества, и богатые унизительно относятся к учителям».
Затрудняюсь ответить, нет ответа
4%

Есть ли у вас дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
0010000038445449373832296256455163626871ЕстьНетЗатрудняюсь ответить12августа200123 мая200430сентября20125октября20141октября201730сентября201829сентября201920сентября2020020406080100

Если говорить в целом, учителя, у которых учатся ваши дети, внуки или близкие родственники, вам скорее нравятся или скорее не нравятся?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, у кого в семье есть дети-школьники, – отвечали 71% респондентов
1113911151620159866779104235303441393945Скорее нравятсяСкорее не нравятсяЗатрудняюсь ответить12августа200123 мая200430сентября20125октября20141октября201730сентября201829сентября201920сентября2020020406080100

Среди ваших детей, внуков, близких родственников кто-то переходил на дистанционное обучение в прошлом учебном году из-за эпидемии коронавируса?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, у кого в семье есть дети-школьники, – отвечали 71% респондентов

На ваш взгляд, в целом учителя справились с преподаванием в дистанционном формате скорее успешно или скорее не успешно?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Created with Raphael

Как вы считаете, почему, по каким причинам учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто считает, что учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате, – отвечали 36% респондентов
Плохо, недостаточно объяснялся материал, у школьников возникала необходимость обучаться самостоятельно
7%
«Объяснить какую-либо тему гораздо сложнее, чем в реальном времени»  •  «меньше времени уделяли для объяснения материала»  •  «детям дали тему, задание, и они сами сидят разбираются»  •  «не было преподавания, дети самостоятельно учились»  •  «задавали только домашнее задание, детям никто ничего не объяснял, только сами родители»  •  «выдавалось просто домашнее задание»  •  «все сами читаем в интернете, а не объяснял учитель».
Это новый формат обучения, учителя были не готовы к нему
6%
«Не готовы были учителя, новшества резко ввелись»  •  «это было впервые, не подготовлены»  •  «для них это новое и не до конца освоенное»  •  «нет опыта в дистанционном обучении»  •  «не были готовы к такой форме обучения»  •  «мало опыта».
Отсутствовало непосредственное общение с учениками
4%
«Нет прямого общения с детьми, учитель не видит ученика»  •  «личное присутствие учителя и ученика важно для процесса обучения»  •  «нужно с каждым учеником было пообщаться. А там не было возможности»  •  «потому что сложно работать с учениками, не видя их глаз и не чувствуя их настроения».
Сырая, неотработанная система преподавания
4%
«Потому что не было системы, все было сырое, не отлажено»  •  «вся система не готова к этому»  •  «потому что была не готова площадка для преподавания дистанционно, не было сайтов или инструментов, обучающих платформ»  •  «на разных платформах не организовано»  •  «виноваты не учителя, а инфраструктура, виновата система».
При дистанционном обучении затруднено восприятие материала, результаты обучения оказались невысокими
3%
«Дистанционно ребенок меньше понимает»  •  «ученики не в состоянии осилить такое обучение»  •  «программа ничего не оставляет в головах»  •  «потому что сильно знания стали хуже»  •  «дети получили меньше знаний»  •  «ученики ничего не знают».
Мешают проблемы с интернетом
3%
«Плохая интернет-связь»  •  «не у всех хорошо работает интернет»  •  «не у всех был выход в интернет»  •  «не везде есть интернет»  •  «потому что в половине населенных пунктов нет интернета».
Дистанционное обучение вызывает отрицательное отношение у многих
3%
«Многие против дистанционного формата»  •  «такой формат неприемлем для обучения»  •  «дистанционно обучить человека невозможно»  •  «нереально учить в таком формате»  •  «я в принципе против дистанционного обучения. Это вред для ребенка»  •  «это не преподавание, это пародия и извращение».
Не все ученики были достаточно обеспечены компьютерами
3%
«Не было возможно всех охватить оборудованием»  •  «не у всех есть компьютеры»  •  «у некоторых не было компьютеров»  •  «потому что нет технических средств у большинства детей, чтобы заниматься онлайн»  •  «нет обеспечения детей компьютерами».
В домашних условиях у детей ослабевали самоконтроль, мотивация к учебе
3%
«Отсутствие дисциплины»  •  «нет дисциплины у детей, нет стремления учиться»  •  «дети не хотят учиться»  •  «не так относятся дети к дистационке, это несерьезно»  •  «не очень дети хотели дистанционного обучения».
Многие учителя недостаточно владеют компьютером, интернетом
3%
«Многие учителя в силу своего возраста в недостаточной мере владеют новыми технологиями»  •  «потому что пока еще учителя в большей степени представлены людьми пожилого возраста, незнакомы с технологиями»  •  «не все владеют интернетом и не все могут этим пользоваться»  •  «многие учителя не умеют работать с компьютерами».
В домашних условиях отсутствовал контроль со стороны учителей
2%
«Сложно удержать концентрацию ребенка на расстоянии»  •  «нет контроля от учителя»  •  «дистанционно детей нельзя контролировать»  •  «пускали на самотек»  •  «дети не слушаются, списывают»  •  «откуда кто знает, кто выполнял без пригляда?».
Дистанционное обучение увеличило нагрузку на родителей
1%
«Нагрузка на родственников учащихся ложилась»  •  «вся программа лежит на родителях»  •  «повышалась нагрузка на родителей»  •  «основная часть легла на плечи родителей».
Дети и родители не были готовы к такому формату обучения
1%
«Дети и родители не были подготовлены к этому обучению»  •  «родители не готовы, дети не готовы»  •  «к этому не были подготовлены семьи»  •  «неподготовленные родители к обучению в дистанционном формате»  •  «дети не очень были к этому готовы».
Тяжело, трудно было всем участникам процесса дистанционного обучения
1%
«Это в целом трудно сделать»  •  «было очень тяжело»  •  «сложно и трудно перестроиться и учителям, и ученикам».
Другое
1%
«Потому что много бюрократии»  •  «родители и дети не справились, а не учителя»  •  «современные молодые учителя сами не знают предмет»  •  «объем информации большой».
Затрудняюсь ответить, нет ответа
2%
Источник данных: всероссийский телефонный опрос граждан РФ 18 лет и старше 18–20 сентября 2020 г. 1000 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,8%.
До 22 марта 2020 г. проводился «ФОМнибус» – еженедельный всероссийский поквартирный опрос. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов.
материалы
Ушла из жизни Наталья Николаевна Маренина — ветеран ФОМа
Частные школы

24 Сентября

32% респондентов сообщили, что там, где они живут, есть частные школы. 41% опрошенных ответили, что в их районе таких школ нет. Если бы у людей был выбор, 15% отдали бы ребёнка в частную школу, в то время как 74% выбрали бы государственную
49% участников опроса скорее доверяют результатам опросов, 31% опрошенных – скорее не доверяют. 69% участников опроса считают, что люди иногда отвечают на вопросы интервью нечестно или неискренне. Из них 29% полагают, что такое случается часто, а 39% – что редко
Сотрудники Фонда Общественное Мнение приняли участие в конференции «Обратная связь от граждан: современные методы и сервисы анализа данных», которая прошла в Координационном центре Правительства Российской Федерации.
Сотрудники Фонда Общественное Мнение приняли участие в XIV Грушинской конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы» – крупнейшем мероприятии исследовательской отрасли, которое прошло с 11 по 13 апреля 2024 года в Москве.
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют