
Как, по вашему мнению, работают сегодня учителя, как они справляются со своими обязанностями – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя скорее пользуется или скорее не пользуется уважением?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Как вам кажется, в последнее время престиж профессии школьного учителя растёт или снижается?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Как вы считаете, почему, по каким причинам престиж профессии школьного учителя растёт?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто считает, что престиж профессии школьного учителя растёт, – отвечали 23% респондентов
Повысились зарплаты учителей
5%
«Достойная зарплата» • «зарплата хорошая» • «денег больше начинают платить им» • «зарплату повысили, доплаты» • «им стали больше платить» • «у них стала побольше зарплата».
Это важная, нужная профессия
3%
«Дают дорогу в будущее» • «без них – никуда» • «очень нужная грань жизни» • «потому что это престижно – обучать людей. Это всегда было престижно» • «учитель и врач – всегда первое место по профессии».
Повысились качество обучения, внимание учителей к ученикам
3%
«Хорошо учат» • «растет успеваемость» • «больше внимания к школьникам» • «учителя что-то придумывают, заинтересовывают учеников» • «ответственность за детей» • «учителя стали внимательно относиться к ученикам, не гонят материал».
Выросла востребованность учителей
3%
«Востребованная профессия» • «детей сейчас много рождается, учителей много надо сейчас» • «дефицит кадров» • «много школ открывают, и нужны учителя».
Растут заинтересованность детей в учебе, понимание необходимости образования
3%
«Сейчас дети начали стремиться к знаниям» • «больше детей более ответственно подходят к образованию» • «качество жизни связывают только с образованием» • «потому что все понимают, что без образования шанс чего-то добиться невелик. Поэтому нужно учиться».
Влияние эпидемии коронавируса, дистанционного обучения
2%
«Нам дали понять, когда отправили на дистанционное обучение, насколько это сложно» • «после самоизоляции родители полюбили учителей» • «сложившаяся ситуация – дистанционное обучение. Люди поняли важность профессии учителя» • «спасибо пандемии».
Государство стало уделять больше внимания учителям, образованию
1%
«Государство стало больше обращать внимание на преподавательский состав» • «потому что они получают большее внимание от государства» • «потому, что к учителям проявляется больше внимания правительством».
На учителей распространяются льготы, социальная поддержка
1%
«Поддержка социальная со стороны государства» • «дают им ссуды и квартиры» • «различные меры и программы существуют для учителей» • «больше у них соцпакет, чем у остальных групп» • «сейчас сельским учителям выделяют субсидии» • «дают льготную ипотеку преподавателям в сельской местности».
В эту профессию идет молодежь
1%
«Молодых специалистов привлекают» • «за последние два года пришло много молодых педагогов» • «молодежи много пришло» • «молодежь поступает».
Растет профессионализм учителей, в эту профессию идут по призванию
1%
«Пришли профессионалы» • «учителя уже грамотные» • «повышает свой профессиональный уровень» • «учителями идут по призванию в школу».
Другое
1%
«Общество меняется, жизнь меняется» • «родители не хотят детьми заниматься» • «потому что работы нет, некуда идти, вот и идут туда, где есть работа» • «спрос на репетиторство, языковые программы популярны» • «в СМИ говорят, что это очень важно. Народ все-таки поймет, что больше нужно уважать учителей».
Затрудняюсь ответить, нет ответа
3%
Как вы считаете, почему, по каким причинам престиж профессии школьного учителя снижается?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто считает, что престиж профессии школьного учителя снижается, – отвечали 50% респондентов
Низкая оплата труда
15%
«Оплата труда несправедливая» • «обесценивается труд» • «потому что маленькие оклады» • «ввиду заработной платы. Молодежь приходит и работает без категории, а без категории очень мало платят» • «ну, возможно, из-за небольшого оклада» • «мало платят, поэтому некоторые уходят с работы».
Плохо воспитанные, избалованные дети
10%
«Неправильное воспитание своих детей» • «дети разбалованные, отсутствие воспитания» • «потому что избалованные дети» • «сейчас дети стали неуправляемые» • «в детях не воспитывается уважение к профессии» • «неуважение учеников к учителям, как они обижают учителей».
Ограничение прав учителей в классе, общее снижение уважения к этой профессии
6%
«У учителя совсем мало прав». «много позволено ученикам, нет никаких прав у учителя» • «много прав дали детям, а учителя не защищены» • «бесправные учителя, ученики могут подраться с учителем» • «не почитают учителей» • «отрицательная пропаганда профессии» • «в советские времена учителя ценились, а сейчас нет».
Трудная, тяжелая работа, большая нагрузка
5%
«Большие нагрузки, большая численность учеников в классе» • «нервов и здоровья много отдать надо» • «молодые учителя не выдерживают, нужно работать день и ночь» • «очень трудно работать в школе» • «с современными детьми очень трудно работать» • «уровень стресса большой».
Изменения в системе образования, общее снижение качества образования
5%
«В этом виноваты реформы школьного образования» • «с глупыми реформами сломали всю систему образования» • «из-за неправильной системы образования» • «качество образования плохое» • «потому что снижается уровень образования».
Недостаточно ответственное отношение учителей к своей работе
5%
«Заинтересованность в хорошей работе снижена» • «нет ответственности профессиональной» • «работа по шаблону, а не от души» • «учителя не учат, а дают задания и не объясняют ничего» • «учителя не хотят с детьми заниматься» • «отношение учителя к своему делу стало другим».
Низкий уровень профессионализма учителей, многие идут в эту профессию не по призванию
4%
«Низкий уровень подготовки самих учителей» • «приходят не профессионалы» • «сами недостаточно образованы» • «получить образование учителя слишком легко, и туда идут не целенаправленно, а лишь бы кто» • «молодые учителя слабые сами по себе. Всех подряд принимают, и дураков в том числе» • «в учительство пришли люди не самые умные» • «не по призванию идут работать».
Это зависит от позиции родителей по отношению к учителям
4%
«Родители своих деток поддерживают» • «родители ведут себя не так, как надо» • «из-за нового поколения мам и пап, которые считают, что знают больше, чем педагог» • «очень много в семьях негативных разговоров об учителях» • «родители принижают человеческие качества учителя» • «родители такие стали – все претензии предъявляют учителям».
Ослабление мотивации к учебе у школьников
2%
«Дети не хотят учиться» • «некоторые дети не хотят учиться» • «отсутствие желания учиться» • «дети не проявляют интереса к учебе» • «дети стали тупее, им стало лень учиться».
Отношение государства к учителям
2%
«В связи с политикой государства в области образования» • «такова политика государства» • «в первую очередь не поддерживает учителей государство» • «государство вытирает ноги об учителей».
Повышенная заинтересованность учителей в заработках
2%
«Все стало на коммерческую основу» • «род занятий зависит от денег, за деньгами идут» • «стали любить деньги учителя, разное отношение к детям» • «учителя не хотят помогать детям бесплатно» • «растет приоритет репетиторства».
Влияние эпидемии коронавируса, перехода на дистанционное обучение
1%
«Связано с карантином, с дистанционным обучением» • «коронавирус и удаленный контакт» • «все больше на дистанционку переходят» • «условия пандемии подрывают авторитет учителя. Многие считают, что школа специально перекладывает ответственность на родителей».
Участие учителей в избирательных комиссиях, в подтасовках при проведении выборов
1%
«В избирательных комиссиях принимают участие учителя, они эти вбросы и делают» • «профессия учителя скомпрометирована выборами. Учителя подделывают выборы, участвуют в фальсификации» • «выборы дают негативную оценку, так как с их стороны выборы подтасовываются».
Снижение общего уровня культуры в обществе
1%
«Культура общества такая» • «падает уровень культуры» • «развитие общества» • «отношение к людям» • «ценности у людей теряются и снижаются».
Влияние интернета
1%
«За счет интернета снижается» • «большую роль играет интернет» • «интернет кругом, а они все сидят в телефонах» • «каждый в интернете сидит».
Другое
2%
«Мне кажется, нет достойного министра просвещения, плохой министр» • «в школах поборы» • «зависит от личности учителей» • «потому что у нас идет расслоение общества, и богатые унизительно относятся к учителям».
Затрудняюсь ответить, нет ответа
4%
Есть ли у вас дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Если говорить в целом, учителя, у которых учатся ваши дети, внуки или близкие родственники, вам скорее нравятся или скорее не нравятся?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, у кого в семье есть дети-школьники, – отвечали 71% респондентов
Среди ваших детей, внуков, близких родственников кто-то переходил на дистанционное обучение в прошлом учебном году из-за эпидемии коронавируса?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, у кого в семье есть дети-школьники, – отвечали 71% респондентов
На ваш взгляд, в целом учителя справились с преподаванием в дистанционном формате скорее успешно или скорее не успешно?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Как вы считаете, почему, по каким причинам учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто считает, что учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате, – отвечали 36% респондентов
Плохо, недостаточно объяснялся материал, у школьников возникала необходимость обучаться самостоятельно
7%
«Объяснить какую-либо тему гораздо сложнее, чем в реальном времени» • «меньше времени уделяли для объяснения материала» • «детям дали тему, задание, и они сами сидят разбираются» • «не было преподавания, дети самостоятельно учились» • «задавали только домашнее задание, детям никто ничего не объяснял, только сами родители» • «выдавалось просто домашнее задание» • «все сами читаем в интернете, а не объяснял учитель».
Это новый формат обучения, учителя были не готовы к нему
6%
«Не готовы были учителя, новшества резко ввелись» • «это было впервые, не подготовлены» • «для них это новое и не до конца освоенное» • «нет опыта в дистанционном обучении» • «не были готовы к такой форме обучения» • «мало опыта».
Отсутствовало непосредственное общение с учениками
4%
«Нет прямого общения с детьми, учитель не видит ученика» • «личное присутствие учителя и ученика важно для процесса обучения» • «нужно с каждым учеником было пообщаться. А там не было возможности» • «потому что сложно работать с учениками, не видя их глаз и не чувствуя их настроения».
Сырая, неотработанная система преподавания
4%
«Потому что не было системы, все было сырое, не отлажено» • «вся система не готова к этому» • «потому что была не готова площадка для преподавания дистанционно, не было сайтов или инструментов, обучающих платформ» • «на разных платформах не организовано» • «виноваты не учителя, а инфраструктура, виновата система».
При дистанционном обучении затруднено восприятие материала, результаты обучения оказались невысокими
3%
«Дистанционно ребенок меньше понимает» • «ученики не в состоянии осилить такое обучение» • «программа ничего не оставляет в головах» • «потому что сильно знания стали хуже» • «дети получили меньше знаний» • «ученики ничего не знают».
Мешают проблемы с интернетом
3%
«Плохая интернет-связь» • «не у всех хорошо работает интернет» • «не у всех был выход в интернет» • «не везде есть интернет» • «потому что в половине населенных пунктов нет интернета».
Дистанционное обучение вызывает отрицательное отношение у многих
3%
«Многие против дистанционного формата» • «такой формат неприемлем для обучения» • «дистанционно обучить человека невозможно» • «нереально учить в таком формате» • «я в принципе против дистанционного обучения. Это вред для ребенка» • «это не преподавание, это пародия и извращение».
Не все ученики были достаточно обеспечены компьютерами
3%
«Не было возможно всех охватить оборудованием» • «не у всех есть компьютеры» • «у некоторых не было компьютеров» • «потому что нет технических средств у большинства детей, чтобы заниматься онлайн» • «нет обеспечения детей компьютерами».
В домашних условиях у детей ослабевали самоконтроль, мотивация к учебе
3%
«Отсутствие дисциплины» • «нет дисциплины у детей, нет стремления учиться» • «дети не хотят учиться» • «не так относятся дети к дистационке, это несерьезно» • «не очень дети хотели дистанционного обучения».
Многие учителя недостаточно владеют компьютером, интернетом
3%
«Многие учителя в силу своего возраста в недостаточной мере владеют новыми технологиями» • «потому что пока еще учителя в большей степени представлены людьми пожилого возраста, незнакомы с технологиями» • «не все владеют интернетом и не все могут этим пользоваться» • «многие учителя не умеют работать с компьютерами».
В домашних условиях отсутствовал контроль со стороны учителей
2%
«Сложно удержать концентрацию ребенка на расстоянии» • «нет контроля от учителя» • «дистанционно детей нельзя контролировать» • «пускали на самотек» • «дети не слушаются, списывают» • «откуда кто знает, кто выполнял без пригляда?».
Дистанционное обучение увеличило нагрузку на родителей
1%
«Нагрузка на родственников учащихся ложилась» • «вся программа лежит на родителях» • «повышалась нагрузка на родителей» • «основная часть легла на плечи родителей».
Дети и родители не были готовы к такому формату обучения
1%
«Дети и родители не были подготовлены к этому обучению» • «родители не готовы, дети не готовы» • «к этому не были подготовлены семьи» • «неподготовленные родители к обучению в дистанционном формате» • «дети не очень были к этому готовы».
Тяжело, трудно было всем участникам процесса дистанционного обучения
1%
«Это в целом трудно сделать» • «было очень тяжело» • «сложно и трудно перестроиться и учителям, и ученикам».
Другое
1%
«Потому что много бюрократии» • «родители и дети не справились, а не учителя» • «современные молодые учителя сами не знают предмет» • «объем информации большой».
Затрудняюсь ответить, нет ответа
2%
Источник данных: всероссийский телефонный опрос граждан РФ 18 лет и старше 18–20 сентября 2020 г. 1000 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,8%.
До 22 марта 2020 г. проводился «ФОМнибус» – еженедельный всероссийский поквартирный опрос. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов.
До 22 марта 2020 г. проводился «ФОМнибус» – еженедельный всероссийский поквартирный опрос. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов.
Комментарии отсутствуют