ФОМ представил новые книги серии «Социология пандемии» на non/fiction

Авторы рассказали об особенностях своих изданий и их практической пользе

10 Декабря 2021

Книги «Образ жизни: как коронаВирус изменил повседневность» и «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» готовятся к печати и выйдут в свет в начале февраля 2022 года.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Книга «Деньги и коронаВирус: как россияне переживают кризис» поступит в продажу весной будущего года. А книги «Медики и общество: беседы во времена коронаВируса» и «Рассуждения о коронаВирусе: беседы с социальными мыслителями» уже можно приобрести в книжном онлайн-магазине на сайте ФОМа.

Формированию новой пандемической реальности посвящена книга «Образ жизни: как коронаВирус изменил повседневность», в основе которой лежат результаты исследований первого года пандемии. Один из авторов книги, социолог Артём Рейнюк, вспомнил свои ощущения в апреле 2020 года, когда казалось, что случилась катастрофа, а все люди стали жертвами страшного эксперимента. По его словам, социологи в тот момент оказались в затруднительном положении: профессиональная этика и любопытство обязывали разобраться в происходившем, а настроить оптику исследования было сложно, требовалась конкретная тема. И она скоро нашлась: ФОМ, как и большинство компаний, перешел на удаленную работу, и буквально за пару недель стало понятно, как сильно изменилась наша повседневность. Ее изучение подсказало дальнейшие шаги, и социологи начали исследовать изменения, которые во время пандемии задели каждого. Исследования затрагивали отношение к гигиеническим практикам и вакцинации, переход на работу из дома и дистанционное обучение. Книга, по мнению Артёма Рейнюка, способна заинтересовать исследователей, специалистов, которым приходится бороться с последствиями пандемии и важно понимать, как общество реагирует на различные изменения, а также широкий круг читателей, которым будет любопытно соотнести свой опыт с чужим.

Реакции россиян в экономической плоскости описаны в книге «Деньги и коронаВирус: как россияне переживают кризис». Аналитик ФОМа Наталья Гашенина рассказала о почти двухлетнем опыте наблюдений авторов за тем, как пандемия влияет на материальное положение и финансовое поведение россиян. По словам эксперта, самым сложным периодом пандемии стало ее начало. Сейчас ситуация с потреблением вернулась к допандемическим значениям, однако уровень потребительских настроений россиян очень низкий и тревожность сохраняется. Причем при каждом всплеске заболеваемости настроения становятся еще более пессимистичными. Наталья Гашенина отметила, что замеряемые социологами экономические индикаторы в каждую новую волну коронавируса растут, но чем дальше – тем менее заметно. Это означает, что население в своем финансовом поведении, оценках происходящего и прогнозах адаптируется и уже не испытывает такого испуга, как прежде.

Социолог Екатерина Богомолова рассказала, как пандемия повлияла на бизнес. Вместе с другими авторами книги «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» она изучала опыт руководителей организаций из различных сфер, то, как они адаптировались к новой реальности. Кризис пережили не все – многие сломались, однако были и такие компании, которые сумели не только выжить, но и нашли возможности для развития, то есть стали антихрупкими. По словам Екатерины Богомоловой, их книга именно о таком, антихрупком бизнесе. Авторы не только исследовали практики адаптации компаний к новым условиям, но и предложили практические рекомендации и методики, которые способны помочь компаниям извлечь пользу из кризисных ситуаций. Поэтому эта книга в первую очередь может быть полезна руководителям компаний, коучам и специалистам по бизнесу и менеджменту.

О новой роли медиков, на которых пандемия повлияла едва ли не сильнее всего, рассказывает книга «Медики и общество: беседы во времена коронаВируса». Ее авторы провели более 80 интервью со специалистами различного профиля и организаторами здравоохранения, чтобы понять, как изменились роль медицинских работников в обществе и их самовосприятие. Катерина Кожевина призналась, что эти исследования оказались для всего авторского коллектива непростыми в эмоциональном плане, – было невозможно не сопереживать информантам, столкнувшимся с тяжелейшими вызовами. Социолог назвала три из них. Первый – вынужденный героизм медиков. Надежды общества, связанные с ними, с одной стороны, мотивировали их, а с другой стороны, порождали страх не оправдать высокие ожидания. Второй – чувство неопределенности из-за того, что в условиях пандемии многим врачам пришлось сменить профиль и их многолетний опыт стал нерелевантным. И третий – возникшая символическая иерархия. Медики объединили усилия в борьбе с пандемией, вместе с тем она разделила их на «фронтовиков», работавших в красной зоне, и тыловиков, по каким-либо причинам туда не попавших. В итоге первые получили большую поддержку и привилегии, а вторые, подчас трудившиеся и рисковавшие не меньше, – переживания. Катерина Кожевина отметила практическую направленность книги – в каждой ее главе есть комментарии психологов, которые советуют медикам, как выйти из эмоционально сложных ситуаций и снизить риски профессионального выгорания.

Наконец, понять происходящее и составить свое мнение об изменениях, вызванных пандемией, поможет книга «Рассуждения о коронаВирусе: беседы с социальными мыслителями». Она содержит полные тексты бесед за период с апреля 2020-го по май 2021 года с философами, социологами, социальными антропологами, культурологами, социальными географами, политологами, то есть с теми, для кого роль наблюдателя и интерпретатора является естественной. По мнению одного из авторов, социолога Радика Садыкова, каждый такой взгляд субъективен, но это позволяет видеть пандемию как нечто целое, а не фрагментарное, помогает читателю осмыслить личный опыт столкновения с ней и понять ее как социальное явление, которое всех нас объединило. Поэтому эта книга для тех, кто хочет понимать новую пандемическую реальность.

материалы
Приглашаем на первое мероприятие учебного сезона ФОМ-Мастерской — открытую онлайн-конференцию «ФОМография: ФОМ как он есть». Спикеры конференции — президент ФОМа Александр Ослон, управляющий директор Лариса Паутова, представители департаментов, а также координатор ФОМ-Мастерской Юлия Осичнюк
2 января 2024 года умер ветеран ФОМа Леонид Иосифович Блехер — человек-энциклопедия, главным талантом которого был искренний интерес ко всему, что его окружало
Большинство россиян (74%) считают, что опросы общественного мнения нужны, 16% – что скорее не нужны. Доверяют результатам опросов половина опрошенных, 31% – не доверяют. 49% респондентов доводилось участвовать в опросах общественного мнения, 50% говорят, что ранее в опросах участия не принимали
68% наших сограждан следят или интересуются информацией, новостями о науке, научных исследованиях и достижениях; 31% – не интересуются. Больше всего россиян интересуют исследования в области медицины, космоса и военной техники
45% участников опроса оценивают качество современного российского школьного образования как среднее, 20% – как хорошее, 25% – как плохое. По мнению 43% россиян, сегодня учителя работают хорошо, 34% считают, что они справляются со своими обязанностями удовлетворительно, 7% – что плохо
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют