
Считаете ли вы себя верующим человеком? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) вы себя относите?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Вам встречались или не встречались произведения искусства (книги, фильмы, картины, театральные постановки и т.п.), которые оскорбляли бы ваши религиозные чувства?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Припомните, пожалуйста, какие произведения искусства оскорбляли ваши религиозные чувства?
ДАННЫЕ В % ОТ ВЕРУЮЩИХ
Открытый вопрос. Задавался тем, кому встречались произведения искусства, оскорбившие их религиозные чувства, – отвечали 10% верующих
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
В вашей повседневной жизни вы сталкивались или не сталкивались с ситуациями, в которых ваши религиозные чувства были оскорблены?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Припомните, пожалуйста, в каких ситуациях ваши религиозные чувства были оскорблены?
ДАННЫЕ В % ОТ ВЕРУЮЩИХ
Открытый вопрос. Задавался тем, кто в повседневной жизни сталкивался с ситуациями, в которых их религиозные чувства были оскорблены, – отвечали 12% верующих
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
За последний год вам встречались или не встречались в СМИ сообщения о событиях, действиях, поступках, которые оскорбили ваши религиозные чувства?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Какие события, действия, поступки, о которых сообщалось в СМИ, оскорбили ваши религиозные чувства?
ДАННЫЕ В % ОТ ВЕРУЮЩИХ
Открытый вопрос. Задавался встречавшим в СМИ сообщения, оскорбившие их религиозные чувства, – отвечали 19% верующих
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Одни считают, что люди, исповедующие православие, должны давать отпор, когда их религиозные чувства оскорбляют. Другие полагают, что люди, исповедующие православие, должны в таких случаях проявлять смирение. А какая позиция ближе лично вам – первая или вторая?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Как вы думаете, государство должно или не должно вмешиваться в конфликты, спорные ситуации, которые затрагивают религиозные чувства верующих?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Почему вы думаете, что государство должно вмешиваться в конфликты, спорные ситуации, которые затрагивают религиозные чувства верующих?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался считающим, что государство должно вмешиваться в конфликты, которые затрагивают чувства верующих, – отвечали 45% респондентов
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Почему вы думаете, что государство не должно вмешиваться в конфликты, спорные ситуации, которые затрагивают религиозные чувства верующих?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался считающим, что государство не должно вмешиваться в конфликты, которые затрагивают чувства верующих, – отвечали 20% респондентов
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
А вам приходилось или не приходилось сталкиваться с ситуациями, когда действия патриарха или рядовых служителей православной церкви вызывали у вас недовольство, раздражение?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Как вы считаете, допустимо или недопустимо, чтобы люди, исповедующие православие, критиковали патриарха?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Как вы считаете, допустимо или недопустимо, чтобы люди, исповедующие православие, критиковали рядовых служителей православной церкви (дьяконов, священников и т.п.)?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
На ваш взгляд, допустимо или недопустимо, чтобы люди, не верящие в Бога, атеисты, критиковали патриарха?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
На ваш взгляд, допустимо или недопустимо, чтобы люди, не верящие в Бога, атеисты, критиковали рядовых служителей православной церкви (дьяконов, священников и т.п.)?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: проект «Доминанты», опрос «ФОМнибус», 22 июля 2012
Дима
14 Августа 2012, 14:30
Каждая религия претендует на истину в последней инстанции. Сомнение в этой истине, вызывает бурное возмущение. Истина может быть только одна, прочие точки зрения - ересь.
Это и показал опрос - чаще всего верующих оскорбляют разговоры с атеистами, и представителями других конфессий.
Получается - для верующих хороши только приверженцы их религии. Ни о какой толерантности и плюрализме мнений - речи быть не может.
Ответить
Андрей Самодин
15 Августа 2012, 14:56
Спасибо за комментарий, поделюсь своими размышлениями:
В разговорах о чувствах верующих часто предполагается, что их оскорбление ослабляет эти чувства или наносит непоправимый урон вере. Странно, что мы редко предполагаем и люди почти не говорят о том, что после таких случаев можно укрепиться в своей вере. (Это, конечно, не повод оскорблять кого бы то ни было.)
На мой взгляд, споры с атеистами для верующих гораздо более болезненны, чем споры с верующими других конфессий. Атеист несёт отрицание на базовом уровне: Бога нет. Это принципиально иной спор, нежели разногласия по поводу священных текстов, их трактовок, обрядов и пр.
Да, Вы правильно пишите - религия претендует на истину в последней инстанции, но она также претендует на создание целостной картины мира. В ответах на открытый вопрос можно увидеть, что религиозные чувства оскорбляют не только некорректное обращение с символами, осквернение святынь и пр., но также "сквернословие, пьянство, курение".
А терпимости и сдержанности, нам всем, конечно, ещё учиться и учиться. Ответить
Дмитрий
15 Августа 2012, 17:37
Религия предлагает только два пути - или принимай все как есть, и будь частью конфессии, или не принимай ничего, и убирайся прочь. Варианта, когда веришь в Бога, и при этом не веришь в библейское сотворение мира - воспринимается как ересь. И так во всём, вот и горели костры инквизиции, вот и летели камни в грешников.
Но, как может религия претендовать на вечное лидерство, и истину в последней инстанции, оставаясь костной? Отвергая все новые знания, борясь с тем, что не несёт вреда.
Как быть христианином, и верить в эволюцию, лингвистику, этимологию, палеонтологию, генетику и многое другое, если это противоречит писанию и догматам? Как веру в бога совмещать с несоблюдением поста? Как мусульманке, оставаясь верующей, ходить с непокрытой головой, носить платье с коротким рукавом, и юбку не в пол? Как купаться не в закрытом с ног до головы купальнике, как не носить паранджу?
Но, ношение религиозной одежды и вера в очевидно несостоятельные истории – не влияет на веру в бога как высшее существо, творца мира. Не отменяет естественное стремление человека к любви и доброте.
Перечисленные аспекты, совершенно не мешают общению человека с богом, но входят в разрез с канонами и догмой. И религия начинает бороться с обществом, пытаясь заставить его жить по правилам, из которых человечество давно выросло.
И тут, у общества остаётся незавидный выбор – или отказаться от религии, или отказаться от науки, культуры и прогресса, навсегда оставшись во временах написания этих догм.
Ответить
Дима
29 Сентября 2012, 12:54
Верующих, можно разделить на три условных категории:
* Секулярные верующие, относящиеся к религии, как к части культуры и традиций. Сочетающие веру в Бога, с верой в эволюцию, отмечающие как светские, так и религиозные праздники. Иногда, отмечающие даже праздники других конфессий. Принимающие ту пищу, которая им нравится, и носящие ту одежду, которая им подходит.
* Просто верующие, соблюдающие основные правила и предписания религии. Старающиеся посещать богослужения, соблюдать посты, выполнять обряды. Отмечающие религиозные и многие светские праздники.
* Ортодоксы, штудирующие священные тексты, и выполняющие всё что в них найдут. Носящие строго определённую одежду, употребляющие строго определённую пищу, отмечающие только религиозные праздники.
Эти три категории, составляют единую конфессию, но ведут себя совершенно по разному.
Взглянув в прошлое, мы увидим
Были те, кто помогал бедным, строил больницы, учил неграмотных. Были другие, кто сжигал ведьм и еретиков, жег книги, уничтожал неверных.
Были те, кто создавал произведения искусства, писал книги, пел песни. Были другие, кто носил вериги, занимался самобичеванием, оскоплял себя.
И те и другие верили в одного и того же бога, но поступали совершенно по разному.
Выходит, религия не панацея от общественных недугов, а лишь инструмент, которым можно творить и добро и зло.
Пока вера воспринимается как часть культуры и традиций - это добро, стоит ей превратиться в закон - она становится злом.
Если воспринимать историю про сотворение мира, Адама и Еву, потоп и прочее - иносказательно, как притчу - всё прекрасно. Если утверждать что каждое слово в этой истории истина - начинаются проблемы.
Если воспринимать посты, как правило возникшее в связи с нехваткой пищи - всё хорошо. Если воспринимать это как закон - опять проблемы.
Если воспринимать религиозный дресс код, как пожелания, связанные с древним состоянием общества - нет проблем. Если требовать его вечного соблюдения - проблемы.
Превращаясь в закон, религия превращается в прокрустово ложе, отсекающее всё, что не вписывается в древнюю догматику и каноны. В таком качестве, она способна уничтожить и культуру, и искусство, и науку. Живя только ради молитв, и возможности попасть в рай, общество перестаёт развиваться. Не принимая никаких решений, не создавая ничего нового, живя по раз и навсегда созданному распорядку - люди превращаются в роботов. Они не живут а функционируют. Жизнь, это события и свершения, развитие и изменения, отказ от этого - отказ от жизни.
Увы, догматичные религии, и фанатичные верующие, делают именно это - лишая людей свободы воли, совести и вероисповедания.
Ответить