До дня голосования в США на момент написания этого текста остается более 19 месяцев, но тема выборов уже стала главной в политических новостях страны. Все другие события: трагедия в Японии, волнения в Ливии, рост стоимости бензина и высочайший за последние 40 лет скачок цен на продукты питания[1] рассматриваются в свете формально еще не начавшейся избирательной кампании. Обсуждаются многие вопросы и главный из них: «Будет ли переизбран на второй срок президент Барак Обама?».
В данном тексте обозначается поисковое пространство социологического мониторинга, направленного на выявление возможностей исследователей верно описывать избирательный процесс (измерительная проблема), адекватно интерпретировать текущую информацию о президентских выборах (интерпретационная проблема) и точно прогнозировать электоральное поведение (прогностическая проблема). При всей важности каждой из них именно прогностической проблеме отводится первое место. Ибо прогноз – это «момент истины», проверка способности аналитиков решать проблемы измерения, интерпретации и собственно синтеза всех наблюдений и выводов в определении результатов предстоящего голосования. Прогнозные заключения политологов, политических обозревателей можно назвать «мягкими», или предсказаниями, хотя необходимо учитывать знание ими «жестких» прогнозов, предлагаемых полстерами и разработчиками прогнозных математических моделей.
Есть три повода написать эти заметки. Первый – это опыт, накопленный мной при проведении социологического мониторинга избирательной кампании 2008 года в США и отраженный в мой книге «Явление Барака Обамы», которая вышла в Москве в конце 2010 года[2]. Проделанная тогда работа подталкивает к ее продолжению. Второй повод: понимание сложности задумываемого нового мониторинга, осознание того, что его проведение следует начинать как можно раньше, и желание приступить к нему с учетом замечаний и предложений коллег. Наконец, третье. Недавно я разослал ряду полстеров, исследователей рынка и социологов информацию о существовании профессионального онлайнового журнала Survey Practice и в ответ получил вопросы, на которые частично постараюсь ответить здесь.
Укажу еще одну историко-науковедческую причину для мониторинга грядущих американских выборов. Со времени избирательной кампании Франклина Рузвельта в 1936 году, когда на базе научно спланированных опросов впервые в США, да и в мире, измерялись электоральные установки и в опоре на результаты замеров предсказывалось имя победителя, предстоящие выборы будут двадцатыми в истории изучения общенационального электората. К тому же в этом году исполняется 75 лет со времени проведения тех памятных электоральных опросов и использования аналитиками их результатов. Поэтому выборы 2012 года оказываются одним из этапных моментов в истории социологии массового сознания.
Добавлю, 18 ноября 2011 года исполнится 110 лет со дня рождения Джорджа Гэллапа - «отца» современной технологии опросов общественного мнения. Поскольку я многие годы изучаю его биографию и длительный процесс становления опросной технологии[3], мне представляется интересным зафиксировать, насколько успешно в этой избирательной кампании сработает инструмент, изобретенный в свое время Гэллапом и усовершенствованный несколькими поколениями исследователей.
Я планирую время от времени публиковать результаты наблюдений за развитием избирательной кампании 2012 года и прогнозы относительно победителя. Но здесь ограничусь указанием трех составляющих мониторинга ее развития. Предлагаемые подходы являются конструктивной переформулировкой трех названных выше проблем. Политологический анализ – это разновидность решения интерпретационной проблемы. Полстерский и инструментальный анализ – это построения в области измерения и прогноза.
Политологический анализ – наиболее комплексный, междисциплинарный, но при этом чаще всего демонстративно субъективный. Аналитики, склонные к поддержке философии и политики Демократической партии и приветствовавшие в 2008 году победу Обамы, интерпретируют все происходящее как предпосылки успеха действующего президента на выборах 2012 года. Они акцентируют внимание на целесообразности долгосрочных программ, принятых Обамой, и на слабости республиканских политиков, заявляющих о своих намерениях бороться за пост президента страны. Политологи, которым ближе идеалы Республиканской партии, критикуют сделанное Обамой, неустанно говорят о победе этой партии на промежуточных выборах 2010 года и пытаются обозначить ориентиры будущих победоносных стратегий республиканских кандидатов. Построения и тех, и других аналитиков, естественно, учитывают данные опросов населения и потенциального электората, но одновременно включают в себя рассмотрение политических, социальных и экономических проявлений жизни общества.
Самым доступным, оперативным и богатым источником политологической информации являются веб-сайты ведущих американских газет и журналов. Есть два гида по информации этого рода: раздел политики портала Yahoo и высококомпетентный сайт realclearpolitics.com.
Полстерский анализ – это прежде всего интерпретация результатов, полученных при изучении установок электората и мнений населения по широкому спектру проблем, оказывающихся в поле зрения американцев. Здесь следует обратить внимание на три обстоятельства, которые проявились в 2008 году и будут играть заметную роль в ближайшие два года.
Прежде всего это стремление полстеров к обсуждению не только итогов очередного опроса, но динамических рядов. Лидером здесь безусловно является Организация Гэллапа (Gallup Organization). В ее архивах есть до двух десятков таких рядов продолжительностью в 70 и больше лет, несколько десятков рядов наблюдений полувековой глубины и множество более коротких «серий фотографий», зафиксировавших изменчивость общественного мнения.
Второе обстоятельство – это возросшая интенсивность зондирования электоральных и иных установок населения. Так, Организация Гэллапа и компания Скотта Расмуссена (Rasmussen Reports) ежедневно публикуют результаты общенациональных опросов. Организация Public Policy Polling известна своими регулярными опросами в штатах страны.
Третье обстоятельство – множественность используемых приемов сбора данных. Старейшая технология – телефонные опросы, но в последние годы она изменилась в силу необходимости учета того факта, что значительные слои населения, особенно молодежь, не имеют в домах обычных телефонов и пользуются лишь мобильной связью. Поэтому все шире применяется другая технология – Interactive Voice Response (IVR): вопросы зачитываются заранее записанным голосом, а респондент отвечает на них, набирая соответствующие цифры на своем телефоне. И третий метод – онлайновые опросы. Еще накануне выборов 2008 года многие скептически смотрели на них, но по итогам года этот метод доказал свою эффективность.
Информация о результатах опросов доступна на сайтах перечисленных полстерских организаций.
Инструментальный, или методический, анализ – это исследование самого инструментария опросных методов. Очевидно, что при той высокой востребованности политологического и полстерского анализа, который наблюдается в американском обществе сейчас, проблемы качества, надежности измерения установок населения и эффективности прогнозных алгоритмов становятся в высшей степени актуальными. Вопрос формулируется просто: в какой мере можно доверять электоральной статистике? Если получаемая полстерами информация отражает картину установок избирателей, то ее можно обсуждать в ходе наблюдений за избирательной кампанией и использовать для построения прогнозов. В противном случае все рассуждения о ходе избирательного процесса и прогностические утверждения, основанные на результатах опросов, оказываются шаткими.
С 1997 года Национальный совет по опросам общественного мнения - NCPP (National Council on Public Polls) - выпускает ежегодные релизы о точности общенациональных электоральных опросов, а с 2002 года анализирует и качество опросов, проводимых на уровне штатов. Это созданная в 1969 году ассоциация полстерских организаций, в задачу которой входит создание высоких профессиональных стандартов для полстеров и формирование у политиков, журналистов и населения верного понимания материалов опросов.
В отчете за 2010 год были рассмотрены 295 опросов, проходивших на протяжении 20 дней, которые предшествовали выборам в сенат и губернаторов штатов (голосование состоялось 2 ноября 2010 года). Если какая-то полстерская организация проводила в это время несколько опросов, то в анализ включались результаты последнего. Средняя ошибка предсказания итогов голосования по каждому из кандидатов составила 2,4%; а для 202 зондажей, проходивших после 24 октября, погрешность прогнозов оказалась равна 2,1%[4].
Из 295 указанных опросов в 137 случаях (46%) использовалась традиционная техника телефонного интервью, в 122 опросах (41%) – IVR. Кроме того, были проведены 27 онлайновых опросов (9%), 7 опросов, представлявших собой комбинацию обычного телефонного интервью и IVR (2%), и два почтовых опроса. Для «живых» телефонных опросов средняя ошибка составила 2,4%, для IVR – 2,6% и для онлайновой схемы – 1,7%. За пределами теоретических доверительных интервалов оказались результаты 69 опросов (23%).
Погрешности рассчитывалась лишь для двух ведущих кандидатов. Схема расчета может быть показана на условном примере. Если Сэм Джонс победил с результатом 55% к 45% Джоан Смит, то преимущество Джонса равно 10%. Если, согласно опросу, Джонс должен был опередить Смит со счетом 47% к 43%, то есть с отрывом в 4%, то погрешность опроса равна 6% (10% - 4%). Но применительно к каждому из кандидатов погрешность равна половине этого значения, то есть 3%. Такой способ оценки погрешностей опросов был введен в 1997 году и сохраняется до сих пор. Статистика погрешностей для предсказания итогов голосования в штатах за период 2002-2010 гг. приведена в таблице 1. По каждому году отдельно указаны сведения, относящиеся к выборам в сенат и выборам губернаторов.
Погрешности для опросов, проводившихся в штатах за период 2002-2010 гг.
Количество опросов |
Даты проведения |
Дата голосования |
Погрешность (%) |
|
2002 | 98 |
29 октября |
5 ноября |
2,3 |
159 |
20 октября |
5 ноября |
2,4 |
|
2004 | 198 |
25 октября |
2 ноября |
1,7 |
56 |
17-25 октября |
2 ноября |
2,2 |
|
2006 | 152 |
1 ноября |
7 ноября |
2,0 |
2008 | 236 |
27 октября |
4 ноября |
1,8 |
507 |
15 октября |
4 ноября |
2,0 |
|
2010 | 202 |
24 октября |
2 ноября |
2,1 |
295 |
13 октября |
2 ноября |
2,4 |
Аналитик Марк Блюменталь (Mark Blumenthal), специально изучавший эту статистику, отмечает, что, несмотря на различные сбои, в целом точность электоральных опросов остается удивительно высокой[5].
Еще недавно вопросы методики проведения опросов рассматривались лишь в профессиональной среде и освещались в журнале Public Opinion Quarterly, монографиях и учебниках. Сейчас комментарии в блогах сайтов, на которых размещаются материалы методической направленности, свидетельствуют о большом интересе к такого рода аналитике со стороны самых разных людей.
Академического характера статьи публикуются в выходящем шесть раз в год онлайновом журнале Survey Practice, который уже упоминался в начале этого текста. Это издание появилось в августе 2008 года по инициативе крупнейших американских методистов и при благословении Американской ассоциации исследований общественного мнения (American Association for Public Opinion Research). Содержание журнала отражает главные направления поисков в области совершенствования новейших опросных методов. Считаю важным отметить, что свободным стал допуск к архиву старейшего и ведущего полстерского издания Public Opinion Quarterly . Журнал выходит с 1937 года, в нем публиковались Джордж Гэллап, Эмо Роупер, Арчибальд Кроссли, Хэдли Кэнтрил и многие другие пионеры изучения массовых установок.
Высокопрофессиональный и оперативный анализ широкого спектра методических проблем, в том числе и прогностической направленности, осуществляется группой экспертов, объединенных онлайновой газетой Pollster . Стиль работы специалистов этой группы – синтез статистических приемов и политологического анализа; в российской «твердой» и «мягкой» социологической литературе аналога этого издания нет.
В предварительном порядке можно допустить, что команды Survey Practice и Pollster формируют современную метрологию производства опросного инструментария.
В 2007 году возник и сразу привлек к себе внимание сайт FiveThirtyEight, созданный Нэйтом Сильвером (Nate Silver). Его методология прогнозирования итогов президентских выборов сначала привлекла к себе внимание принципиальной новизной, потом – высокой эффективностью. По итогам 2008 года Сильвер, которому тогда только исполнилось 30 лет, был включен журналом Time в число ста наиболее влиятельных людей мира. Сейчас его статьи практически ежедневно появляются на странице портала газеты New York Times. Уже в этом году им была разработана новая модель долгосрочного прогнозирования результатов президентских выборов, обещающая в случае ее успеха революционизировать эту область политического анализа.
Таковы некоторые предварительные общие соображения и фактические данные, относящиеся к методологии мониторинга президентской избирательной кампании в США 2012 года.
2 Докторов Б. Явление Барака Обамы. М.: «Европа», Институт Фонда «Общественное мнение», 2011
3 Докторов Б.З. Отцы-основатели. История изучения общественного мнения. М.: ЦСП. 2006.
4 NCPP Analysis Of Final Statewide Pre-Election Polls. 2010
5 Blumenthal M. Poll Accuracy Held Steady In 2010
Комментарии отсутствуют