Прогнозирование итогов президентских выборов в США

К методологии «мягкого» и «жесткого» прогнозирования

01 Сентября 2011

Автор благодарен В.А.Ядову за стимулирование данной работы и за конструктивные замечания к тексту.

До дня голосования в США на момент написания этого текста остается более 19 месяцев, но тема выборов уже стала главной в политических новостях страны. Все другие события: трагедия в Японии, волнения в Ливии, рост стоимости бензина и высочайший за последние 40 лет скачок цен на продукты питания[1] рассматриваются в свете формально еще не начавшейся избирательной кампании. Обсуждаются многие вопросы и главный из них: «Будет ли переизбран на второй срок президент Барак Обама?».

В данном тексте обозначается поисковое пространство социологического мониторинга, направленного на выявление возможностей исследователей верно описывать избирательный процесс (измерительная проблема), адекватно интерпретировать текущую информацию о президентских выборах (интерпретационная проблема) и точно прогнозировать электоральное поведение (прогностическая проблема). При всей важности каждой из них именно прогностической проблеме отводится первое место. Ибо прогноз – это «момент истины», проверка способности аналитиков решать проблемы измерения, интерпретации и собственно синтеза всех наблюдений и выводов в определении результатов предстоящего голосования. Прогнозные заключения политологов, политических обозревателей можно назвать «мягкими», или предсказаниями, хотя необходимо учитывать знание ими «жестких» прогнозов, предлагаемых полстерами и разработчиками прогнозных математических моделей.

Есть три повода написать эти заметки. Первый – это опыт, накопленный мной при проведении социологического мониторинга избирательной кампании 2008 года в США и отраженный в мой книге «Явление Барака Обамы», которая вышла в Москве в конце 2010 года[2]. Проделанная тогда работа подталкивает к ее продолжению. Второй повод: понимание сложности задумываемого нового мониторинга, осознание того, что его проведение следует начинать как можно раньше, и желание приступить к нему с учетом замечаний и предложений коллег. Наконец, третье. Недавно я разослал ряду полстеров, исследователей рынка и социологов информацию о существовании профессионального онлайнового журнала Survey Practice и в ответ получил вопросы, на которые частично постараюсь ответить здесь.

Укажу еще одну историко-науковедческую причину для мониторинга грядущих американских выборов. Со времени избирательной кампании Франклина Рузвельта в 1936 году, когда на базе научно спланированных опросов впервые в США, да и в мире, измерялись электоральные установки и в опоре на результаты замеров предсказывалось имя победителя, предстоящие выборы будут двадцатыми в истории изучения общенационального электората. К тому же в этом году исполняется 75 лет со времени проведения тех памятных электоральных опросов и использования аналитиками их результатов. Поэтому выборы 2012 года оказываются одним из этапных моментов в истории социологии массового сознания.

Добавлю, 18 ноября 2011 года исполнится 110 лет со дня рождения Джорджа Гэллапа - «отца» современной технологии опросов общественного мнения. Поскольку я многие годы изучаю его биографию и длительный процесс становления опросной технологии[3], мне представляется интересным зафиксировать, насколько успешно в этой избирательной кампании сработает инструмент, изобретенный в свое время Гэллапом и усовершенствованный несколькими поколениями исследователей.

Я планирую время от времени публиковать результаты наблюдений за развитием избирательной кампании 2012 года и прогнозы относительно победителя. Но здесь ограничусь указанием трех составляющих мониторинга ее развития. Предлагаемые подходы являются конструктивной переформулировкой трех названных выше проблем. Политологический анализ – это разновидность решения интерпретационной проблемы. Полстерский и инструментальный анализ – это построения в области измерения и прогноза.

Политологический анализ – наиболее комплексный, междисциплинарный, но при этом чаще всего демонстративно субъективный. Аналитики, склонные к поддержке философии и политики Демократической партии и приветствовавшие в 2008 году победу Обамы, интерпретируют все происходящее как предпосылки успеха действующего президента на выборах 2012 года. Они акцентируют внимание на целесообразности долгосрочных программ, принятых Обамой, и на слабости республиканских политиков, заявляющих о своих намерениях бороться за пост президента страны. Политологи, которым ближе идеалы Республиканской партии, критикуют сделанное Обамой, неустанно говорят о победе этой партии на промежуточных выборах 2010 года и пытаются обозначить ориентиры будущих победоносных стратегий республиканских кандидатов. Построения и тех, и других аналитиков, естественно, учитывают данные опросов населения и потенциального электората, но одновременно включают в себя рассмотрение политических, социальных и экономических проявлений жизни общества.

Самым доступным, оперативным и богатым источником политологической информации являются веб-сайты ведущих американских газет и журналов. Есть два гида по информации этого рода: раздел политики портала Yahoo и высококомпетентный сайт realclearpolitics.com.

Полстерский анализ – это прежде всего интерпретация результатов, полученных при изучении установок электората и мнений населения по широкому спектру проблем, оказывающихся в поле зрения американцев. Здесь следует обратить внимание на три обстоятельства, которые проявились в 2008 году и будут играть заметную роль в ближайшие два года.

Прежде всего это стремление полстеров к обсуждению не только итогов очередного опроса, но динамических рядов. Лидером здесь безусловно является Организация Гэллапа (Gallup Organization). В ее архивах есть до двух десятков таких рядов продолжительностью в 70 и больше лет, несколько десятков рядов наблюдений полувековой глубины и множество более коротких «серий фотографий», зафиксировавших изменчивость общественного мнения.

Второе обстоятельство – это возросшая интенсивность зондирования электоральных и иных установок населения. Так, Организация Гэллапа и компания Скотта Расмуссена (Rasmussen Reports) ежедневно публикуют результаты общенациональных опросов. Организация Public Policy Polling известна своими регулярными опросами в штатах страны.

Третье обстоятельство – множественность используемых приемов сбора данных. Старейшая технология – телефонные опросы, но в последние годы она изменилась в силу необходимости учета того факта, что значительные слои населения, особенно молодежь, не имеют в домах обычных телефонов и пользуются лишь мобильной связью. Поэтому все шире применяется другая технология – Interactive Voice Response (IVR): вопросы зачитываются заранее записанным голосом, а респондент отвечает на них, набирая соответствующие цифры на своем телефоне. И третий метод – онлайновые опросы. Еще накануне выборов 2008 года многие скептически смотрели на них, но по итогам года этот метод доказал свою эффективность.

Информация о результатах опросов доступна на сайтах перечисленных полстерских организаций.

Инструментальный, или методический, анализ – это исследование самого инструментария опросных методов. Очевидно, что при той высокой востребованности политологического и полстерского анализа, который наблюдается в американском обществе сейчас, проблемы качества, надежности измерения установок населения и эффективности прогнозных алгоритмов становятся в высшей степени актуальными. Вопрос формулируется просто: в какой мере можно доверять электоральной статистике? Если получаемая полстерами информация отражает картину установок избирателей, то ее можно обсуждать в ходе наблюдений за избирательной кампанией и использовать для построения прогнозов. В противном случае все рассуждения о ходе избирательного процесса и прогностические утверждения, основанные на результатах опросов, оказываются шаткими.

С 1997 года Национальный совет по опросам общественного мнения - NCPP (National Council on Public Polls) - выпускает ежегодные релизы о точности общенациональных электоральных опросов, а с 2002 года анализирует и качество опросов, проводимых на уровне штатов. Это созданная в 1969 году ассоциация полстерских организаций, в задачу которой входит создание высоких профессиональных стандартов для полстеров и формирование у политиков, журналистов и населения верного понимания материалов опросов.

В отчете за 2010 год были рассмотрены 295 опросов, проходивших на протяжении 20 дней, которые предшествовали выборам в сенат и губернаторов штатов (голосование состоялось 2 ноября 2010 года). Если какая-то полстерская организация проводила в это время несколько опросов, то в анализ включались результаты последнего. Средняя ошибка предсказания итогов голосования по каждому из кандидатов составила 2,4%; а для 202 зондажей, проходивших после 24 октября, погрешность прогнозов оказалась равна 2,1%[4].

Из 295 указанных опросов в 137 случаях (46%) использовалась традиционная техника телефонного интервью, в 122 опросах (41%) – IVR. Кроме того, были проведены 27 онлайновых опросов (9%), 7 опросов, представлявших собой комбинацию обычного телефонного интервью и IVR (2%), и два почтовых опроса. Для «живых» телефонных опросов средняя ошибка составила 2,4%, для IVR – 2,6% и для онлайновой схемы – 1,7%. За пределами теоретических доверительных интервалов оказались результаты 69 опросов (23%).

Погрешности рассчитывалась лишь для двух ведущих кандидатов. Схема расчета может быть показана на условном примере. Если Сэм Джонс победил с результатом 55% к 45% Джоан Смит, то преимущество Джонса равно 10%. Если, согласно опросу, Джонс должен был опередить Смит со счетом 47% к 43%, то есть с отрывом в 4%, то погрешность опроса равна 6% (10% - 4%). Но применительно к каждому из кандидатов погрешность равна половине этого значения, то есть 3%. Такой способ оценки погрешностей опросов был введен в 1997 году и сохраняется до сих пор. Статистика погрешностей для предсказания итогов голосования в штатах за период 2002-2010 гг. приведена в таблице 1. По каждому году отдельно указаны сведения, относящиеся к выборам в сенат и выборам губернаторов.

Погрешности для опросов, проводившихся в штатах за период 2002-2010 гг.

ТАБЛИЦА №1
 

Количество опросов

Даты проведения
опросов

Дата голосования

Погрешность (%)

2002

98

29 октября

5 ноября

2,3

159

20 октября

5 ноября

2,4

2004

198

25 октября

2 ноября

1,7

56

17-25 октября

2 ноября

2,2

2006

152

1 ноября
(завершение опроса)

7 ноября

2,0

2008

236

27 октября

4 ноября

1,8

507

15 октября

4 ноября

2,0

2010

202

24 октября

2 ноября

2,1

295

13 октября

2 ноября

2,4


Аналитик Марк Блюменталь (Mark Blumenthal), специально изучавший эту статистику, отмечает, что, несмотря на различные сбои, в целом точность электоральных опросов остается удивительно высокой[5].

Еще недавно вопросы методики проведения опросов рассматривались лишь в профессиональной среде и освещались в журнале Public Opinion Quarterly, монографиях и учебниках. Сейчас комментарии в блогах сайтов, на которых размещаются материалы методической направленности, свидетельствуют о большом интересе к такого рода аналитике со стороны самых разных людей.

Академического характера статьи публикуются в выходящем шесть раз в год онлайновом журнале Survey Practice, который уже упоминался в начале этого текста. Это издание появилось в августе 2008 года по инициативе крупнейших американских методистов и при благословении Американской ассоциации исследований общественного мнения (American Association for Public Opinion Research). Содержание журнала отражает главные направления поисков в области совершенствования новейших опросных методов. Считаю важным отметить, что свободным стал допуск к архиву старейшего и ведущего полстерского издания Public Opinion Quarterly . Журнал выходит с 1937 года, в нем публиковались Джордж Гэллап, Эмо Роупер, Арчибальд Кроссли, Хэдли Кэнтрил и многие другие пионеры изучения массовых установок.

Высокопрофессиональный и оперативный анализ широкого спектра методических проблем, в том числе и прогностической направленности, осуществляется группой экспертов, объединенных онлайновой газетой Pollster . Стиль работы специалистов этой группы – синтез статистических приемов и политологического анализа; в российской «твердой» и «мягкой» социологической литературе аналога этого издания нет.

В предварительном порядке можно допустить, что команды Survey Practice и Pollster формируют современную метрологию производства опросного инструментария.

В 2007 году возник и сразу привлек к себе внимание сайт FiveThirtyEight, созданный Нэйтом Сильвером (Nate Silver). Его методология прогнозирования итогов президентских выборов сначала привлекла к себе внимание принципиальной новизной, потом – высокой эффективностью. По итогам 2008 года Сильвер, которому тогда только исполнилось 30 лет, был включен журналом Time в число ста наиболее влиятельных людей мира. Сейчас его статьи практически ежедневно появляются на странице портала газеты New York Times. Уже в этом году им была разработана новая модель долгосрочного прогнозирования результатов президентских выборов, обещающая в случае ее успеха революционизировать эту область политического анализа.

Таковы некоторые предварительные общие соображения и фактические данные, относящиеся к методологии мониторинга президентской избирательной кампании в США 2012 года.

материалы
6 ноября 2012 года переизбранием Барака Обамы завершились президентские выборы в США. Развернутый анализ избирательной кампании – дело будущего. А пока – об участии в ней полстеров и прогнозистов
Утечка информации с закрытой встречи, на которой собирались деньги для президентской кампании Митта Ромни, порождает вопросы о его идеологии и дает повод для специального методологического анализа
Эффект партийных съездов

11 Сентября, в 18:48

Партийные съезды – последние крупные события, которые могут повлиять на ход избирательной кампании в США. Сегодня их исторический анализ используется для прогнозирования исхода предстоящих выборов
Включение в президентскую гонку Пола Райана побудило аналитиков обратиться к прошлому и посмотреть, каковы вообще шансы политика пересесть из кресла конгрессмена в кресло вице-президента
В марте 2010 года Алан Лихтман предсказал победу Барака Обамы на президентских выборах 2012 года. Сбудется ли этот прогноз? Ждать осталось немногим больше четырех месяцев.
Алан Лихтман правильно и точно прогнозировал итоги американских президентских выборов, состоявшихся в 1984–2008 годах. Безусловно, это значимый научный успех
В очерке рассматривается метод, позволяющий уже в середине первого срока правления президента США предсказать, будет ли он переизбран. Метод успешно работал в семи последних избирательных кампаниях
Лекция Б. З. Докторова посвящена предстоящим в США президентским выборам и методам изучения избирательной кампании
Опросы, казалось бы, давно доказали свою способность верно отражать общественное мнение населения демократических стран. Но проблема точности опросов сохраняет актуальность и сегодня.
Казус Санторума

31 Марта, в 01:24

Аналитики предсказывали, что в Алабаме и Миссисипи Санторум будет на выборах третьим, но в обоих штатах он оказался первым
Ход избирательной кампании 2012 года актуализировал задачу ежедневного измерения электоральных установок республиканских избирателей. Современные опросные технологии позволяют эту задачу решить.
110-летию со дня рождения Джорджа Гэллапа, великого американца, создавшего современную систему методов изучения общественного мнения, посвящается предлагаемый цикл очерков Бориса Докторова
Победитель самых ранних выборов в штате Айова часто становится финалистом в борьбе за пост президента США. Поэтому и в нынешней избирательной кампании аналитики уделяют много внимания этим выборам
Анализ «индекса одобрения» деятельности президента – важнейший инструмент при прогнозировании исхода президентских выборов в США. Ниже пойдет речь об истории и практике использования этого индекса
Прогнозирование исхода выборов – сложная и все более совершенствующаяся область электоральных исследований. Дальше будет рассказано о новейших разработках американских специалистов в этой области
Написание книги, о которой здесь пойдет речь, невозможно без подлинного сопереживания, глубокого погружения в горячий мир страстей и холодное пространство логики борьбы за президентство
Позиция Кевина Маккалоу как эксперта в области предсказания результатов президентских кампаний в США беспроигрышна. Он может либо усилить свой авторитет, либо почивать на лаврах ранее достигнутого.
Прогноз результатов президентских выборов – это для исследователей «момент истины»: проверяется их профессионализм. Каков же инструментарий, с которым они работают сегодня, и насколько он надежен?
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют